Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЭСТЕТИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЭСТЕТИКА

Эстетика - область философских, общетеоретических знаний обо всем, что связано с искусством, его возникновением, развитием, сущностью и функциями. Иногда эстетику отождествляют с философией искусства. Термин «эстетика» ввел в научное обращение немецкий философ А. Э. Баумгартен в своем трактате «Aesthetica» (1758). Он использовал его для обозначения способности человека к познавательной активности, руководствующейся в первую очередь чувством прекрасного.

На протяжении почти двух с половиной тысячелетий западно-европейская эстетическая мысль развивалась в коцептуал ьных рамках категориальных оппозиций: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое. Они ограничивали проблемное пространство эстетики, не позволяли ей утратить свою специфику и раствориться в философии. Несмотря на то что эстетические идеи чаще всего развивались крупными философами и были органично встроены в их доктринальные структуры, для последующих поколений мыслителей не составляло труда вычленять их из общефилософского контекста и реконструировать эстетические концепции тех философов, которые не оставили специальных эстетических трактатов. Это относится к большинству античных и христианских мыслителей. В философии нового времени, благодаря в первую очередь трудам И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. В. Гегеля, эстетическая проблематика выделяется в самостоятельный концептуальный ареал.

В середине XIX в. в эстетической теории набирают силу и расширяются позитивистское, а вслед за ним и материалистическое направление. Для К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователей в Европе и России (Ф. Меринга, П. Лафарга, Г. Плеханова, А. Луначарского, А. Богданова и др.) искусство предстает как сфера социально-духовной жизни, находящаяся под определяющим влиянием экономических факторов. Это влияние, способное быть явным и скрытым, прямым и опосредованным, жестким и сравнительно мягким, позитивным и деструктивным, всегда существовало. Господствующий способ производства, социодинамика развития производительных сил и производственных отношений составляет активно действующий, универсальный причинный фактор. И художники всех времен и народов никогда не имели возможности избежать влияний этой силы и обрести полную творческую свободу. Аргументами марксистов в ползу правоты их подхода служили такие очевидные факты, как, например, появление печатного станка и его последующее влияние на развитие литературы.

В этот же период, т. е. в конце XIX - начале XX вв. в эстетическом сознании художников, писателей, поэтов, композиторов происходят существенные трансформации, ведущие к появлению новых художественных форм, новых стереотипов художественного творчества и эстетического восприятия. Основные черты этих трансформаций:

ориентация на ревизию классических философско-мировоззренческих принципов художественно-эстетической деятельности;

уверенность в кризисном состоянии традиционных (теоцентрической и антропоцентрической) картин мира и моделей культуры;

убежденность в необратимости процесса секуляризации культуры;

отказ от методологических посылок традиционной метафизики и сравнительно молодого позитивизма;

установка на полное, всесторонне обновление художественного языка, поиск новых выразительных средств, которые помогли бы усматривать «за реальным реальнейшее» и изображать то, что скрыто от органов чувств.

Эстетическая мысль этого периода, получившего название модерна (модернизма), углубляется в исследование этих метаморфоз и порождаемых ими проблем.

В середине XX в. вышедшая из модернизма постмодернистская эстетика превратила в главный предмет своих аналитических усилий проблему поиска путей реконструирования модернистского культурного хаоса в культурный порядок. Проблема подобного возврата предполагает напряженную интеллектуальную работу, требует привлечения аналитических ресурсов философской мысли. Отсюда насыщенность постмодернистских художественно-эстетических изысканий X. Кортасара, А. Роб-Грийе, Дж. Фаулза, У. Эко и др. рафинированным интеллектуализмом в духе М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барта. Постоянно обращенные взгляды художников-постмодернистов в зеркало философско-эстетической рефлексии позволяют им прояснять собственные творческие позиции в контексте постоянно изменяющейся, крайне зыбкой, мятущейся реальности, находящейся в процессе трансформации из хаоса в порядок. Одновременно философский интеллектуализм выполняет просветительскую функцию и относительно эстетического сознания читателя, крайне нуждающегося в путеводительных пояснениях в лабиринтах постмодернистских художественных текстов.

Нередко говорят о кризисном характере постмодернистского философско-эстетического сознания. Это справедливо только до определенной степени. Если полтора столетия тому назад западное философско- эстетическое сознание переживало кризис, связанный с его вхождением в эпоху модерна, то теперь оно переживает кризис, обусловленный выходом из плена модерна. При этом понятие кризиса не совсем подходит для описания этого процесса. Это скорее процесс затяжного катарсиса как очищения-выздоровления больного эстетического сознания. До полного выздоровления еще очень далеко. Культурный организм содрогается в мучительных конвульсиях, но его страдания носят очистительный характер. И философско-эстетическая рефлексия теоретиков искусства и самих художников выполняет не только просветительскую, но и катарсическую функцию. Идет напряженная духовная работа, в ходе которой творческое сознание постепенно освобождается от модернистских стереотипов и ищет художественно-эстетические формы, аутентичные духу времени и его явным запросам и скрытым нуждам.

Лит.: Басин Е Я. Семантическая философия искусства. - М., 1973; Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. -М., 1990; Земпер Г. Практическая эстетика. - М.: Искусство, 1970; Ильин И. П. Постомодернизм: Словарь терминов. - М. 2001; Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - М., 1996; Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб.: Петрополис, 1997; Курицын В. Н. Русский литературный постмодернизм. - М. 2001; Манн Ю. Русская философская эстетика. - М. 1998; Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000; Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск, 2001; Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. - М. 2002; Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература. -М., 1999; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. -М., 1999; Тэн И. Философия искусства. - М. 1996.

В начало словаря