Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536)

нидерландский теолог, философ, писатель. Его настоящее имя Герхард Герхарде. Родился в семье бюргера. В детстве осиротел и воспитывался в монастыре. Получил образование в университете Парижа. Приобрел известность в 1517 г. как инициатор первого печатного издания греческого оригинала Нового Завета с собственным комментарием. Перевел Новый Завет на латинский язык, устранив неточности и ошибки перевода Иеронима (405). Основные сочинения: «Похвала глупости» (1509), «Метод истинного богословия» (1519), «О свободе воли» (1524) и др.

В трудах Эразма преобладает морализирующее начало, заставляющее его иронизировать над общественными пороками. В его религиозно-политических воззрениях важное место занимает проповедь миролюбия. В сочинении «Жалоба мира» воинственность изображается как тягчайший из грехов, а война - как несомненное зло. Эразм резко критиковал правителей и церковных иерархов, движимых корыстными мотивами и ввергающих в бедствия войны простых людей.

В трактате («Кинжал христианского воина», «Энхиридион») (1502-1504) мыслитель изложил свое религиозно-философское кредо. Апеллируя к Библии и трудам Оригена, Амвросия, Иеронима, Августина, Дионисия Ареопагита, он предпринял попытку построить изложение в соответствии с принципами строгой рационалистической систематики. Ему хотелось, не погружаясь в схоластические хитросплетения, реконструировать в ясной и доступ ной восприятию непосвященных «философию Христа», т. е. изложить систему христианских воззрений на дух, душу, разум, свободу воли, самопознание, самосовершенствование и т. д.

В рассуждениях Эразма о душе идеи христианской теологии сочетаются с неоплатоническими мотивами.

Мыслитель предпринял попытку создания системы новой теологии - «философии Христа», в которой перенес акцент на нравственно-этические проблемы религиозно-духовной, социальной жизни человека. Он считал необходимым возврат к принципам раннего христианства, к утраченной чистоте и духовной силе идеалов первых апостолов. Его труды отвечали духу Реформации, что, впрочем, не помешало Эразму достаточно критически отнестись к этому религиозно-общественному движению.

Логика философско-теологических исканий Эразма была в чем-то сходна с логикой богословского поиска Лютера. Однако склонность первого к компромиссам не позволила ему быть последовательным до конца. Эразм не стал протестантом, остался в лоне католической церкви и даже впоследствии неоднократно вступал в философскую полемику, направленную против Лютера. Так в работе «О свободе воли» он дискутирует с великим реформатором по поводу идеи предопределенности человеческой судьбы. Ему претит также и крайность Пико делла Мирандолы, который в своей «Речи о достоинстве человека» (1486) абсолютизировал роль свободы воли и утверждал, что человек всостоянии собственными усилиями подняться выше самих ангелов. Эразм считал подобные высказывания проявлением чрезмерного высокомерия. В доктрине Лютера он усматривал тенденцию к аннулированию свободы воли и полагал, что такая позиция является препятствием для совершенствования человека, лишает смысла его жизнь и делает бессмысленным упование на загробное воздаяние. Эразм считал, что все происходящее в человеческой жизни проистекает из божественной необходимости, а завершается в меру божественной благодати. Необходимость предп исывает человеку действовать, но выбор образа действий, средств и путей к цели зависят от выбора самого человека. А уж характер этого выбора предопределяет будущее загробное воздаяние.

Соч.: Похвала глупости. - М., 1991; Разговоры дружеские. - СПб., 1820; Стихотворения. - М., 1983; Философские произведения. - М., 1986.

Лит.: Григорьева И. Л. Представления Эразма о человеке //Средние века. Вып. 46. - М., 1983; Маркин С. П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. - М., 1971; Мусин-Пушкин А. А. Эразм Роттердамский как сатирик и значение его сатиры для современного ему общества. - СПб., 1886; Пуришев Б. И. Эразм Роттердамский //Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. - М., 1955; Смирив М. М. Эразм Роттердамский и деформационное движение в Германии. - М., 1977; Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. - М., 1977; Эразм Роттердамский и его время. Сборник статей. - М., 1989.

В начало словаря