Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЭЛИАДЕ (ELIADE), МИРЧЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЭЛИАДЕ (ELIADE), МИРЧЕ

ЭЛИАДЕ (Eliade), Мирче (1907-1986)

румынско-французский писатель, исследователь древних культур, религий. Окончил факультет филологии и философии Бухарестского университета. Провел нескольколетв Индии, изучая ее культуру. Был на дипломатической службе. С 1945 г. профессор Сорбонны. В 1956 г. возглавил кафедру сравнительного религиоведения Чикагского университета.

Основные труды: «Эссе о происхождении индийской мистики» 1936), «Техника йоги» (1948), «Миф о вечном возвращении: Архетипы и повторения» (1949), «Шаманизм и архаические техники экстаза» (1951), «Обряды и символы» (1952), «Йога: бессмертие и свобода» (1954), «Кузнецы и алхимики» (1956), «Аспекты мифа» (1963), «Сакральное и профанное» (1965), «Обряды и символы инициации» (1965), «Австралийские религии. Введение» (1973), «История верований и религиозных идей» в 2-х т. (1978). Был главным редактором «Энциклопедии религии» (1987). Автор ряда художественных произведений: «Бенгальская ночь» (1950), «Запретный лес» (1955) и др.

Исследовательскую позицию Элиаде отличает интерес к универсальным структурам, присутствующим в различных культурах, религиях, художественных системах. Составляя глубинное содержательное ядро, такая структура (pattern) сохраняется внутри культурной целостности во все времена, несмотря ни на какие исторические события и метаморфозы. Это обусловлено неизменностью самой человеческой природы.

Для архаического человека было характерно циклическое мировосприятие основных событий природной и собственной жизни. Впоследствии народные ритуалы, обряды, праздники запечатлели этот стереотип и сохраняют его по сей день, что свидетельствует о максимальном соответствии циклического восприятия жизни всем основным параметрам человеческой природы. Однако иудаизм и христианство привнесли новую парадигму в мировосприятие людей, основанную на линейной концепции времени. Результаты этого привнесения носили двойственный характер. С одной стороны, человек обнаружил новые, ранее недоступные ему возможности развития и миропонимания. Но с другой стороны, его сознание стало объектом постоянного терроризирования идеей неповторимости каждого события. Отдельные народные культуры, продолжающие существовать внутри христианского мира, до сих пор отторгают парадигму линейности времени и восходящие к ней принципы историзма и прогресса из-за их жесткой, репрессивной однозначности.

Элиаде создал свою концепцию творческого сознания. Он полагал, что определяющую роль в побуждении человека к мифологическому, религиозному, художественному творчеству играет его соприкосновение с сакральной сферой. Иерофания (само- обнаружение, манифестация сакрального мира) производит неизгладимое впечатление на людей. Следствием этого становится возникновение различных, в том числе религиозно-художественных, образов, которые глубоко «западают» в коллективное сознание, «кристаллизуются» в нем, т. е. превращаются в устойчивые структуры, сохраняющиеся на протяжении тысячелетий и обретающие возможность уже самим продуцировать в творческом сознании следующих поколений новые художественные образы.

Соч.: Космос и История: Избранные работы. - М., 1987; Священное и мирское. - М., 1994.

Лит.: Мелетинский Е М. Поэтика мифа. - М., 1995.

В начало словаря