Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЭКО (ЕСО), УМБЕРТО

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЭКО (ЕСО), УМБЕРТО

ЭКО (Есо), Умберто (р. 1932)

итальянский писатель-мыслитель, историк литературы, критик, автор исследований по средневековой эстетике, семиотике, культурологии. Защитил докторскую диссертацию «Эстетическая проблематика у Фомы Аквинского» (1956). Профессор семиотики университета в Болонье. Публицист-эссеист, ведущий в газете «Экспрессо» еженедельную рубрику «Почта Минервы». Возглавляет Международную Ассоциацию по семиотическим исследованиям и Институт зрелищных искусств.

Основные сочинения: «Открытое произведение» (1962), «Поэтика Джойса» (1966), «Трактат по общей семиотике» (1975), «Семиотика и философия языка» (1984), «Путешествие в гиперреальность» (1986), «Пределы интерпретации» (1990), «Поиск идеального языка в европейской культуре» (1994) и др. Автор целого ряда художественных произведений, в том числе всемирно известных романов «Имя розы», «Маятник Фуко» и др.

В своих исследованиях средневековой христианской эстетики Эко установил прямую преемственность между ее космологическими основаниями и принципами философского рационализма нового времени. Европейская мысль, будучи динамичной и гибкой, двигалась от рационально-эстетических структур классической (античной и христианской) культуры к социально-исторической ситуации их распада в условиях модерна. Больше всего при этом пострадал не вешный мир, а языковый. Между ними образовалась пропасть?и языковый порядок перестал соответствовать порядку вещей. В состоянии глубочайшего кризиса оказалась вся система культурных коммуникаций.

Эко рассматривает отношения модернизма (авангарда) и постмодернизма в свете антитез разрушения-восстановления, утраты связей с классическим прошлым - восстановление связей. Модерн разрушил структуру образа, заменил его абстракцией, «черной дырой», поглотившей звуки, цвета, смыслы, ценности, нормы. Постмодерн реабилитирует классические ценности, признает необходимость их обязательного присутствия в современном дискурсе, но допускает возможность некотрой иронически-игровой дистанции между ними и духовным «я» современного человека, прошедшего через множество искушений и уже не желающего прочно привязываться ни к каким культурным реалиям. Постмо- дернитское эстетическое сознание открыто для любых контактов с любыми ценностями, но во взаимодействии с ними оно не подпускает их к себе слишком близко. Внутри себя оно сохраняет определенное пространство духовной свободы, над которым ничто внешнее не должно властвовать. Это позволяет ему при любых обстоятельствах пребывать над культурной реальностью.

Исследователь указывает на то, что веете структуры, которые обнаруживает в естественном и искусственном (в том числе художественном) мирах наше сознание, имеют не онтологически незыблемую, а конвенциальную и потому неустойчивую природу. Человеку не дано знание истинных структур вещей; он имеет дело лишь с собственными их вариантами, достоверность которых изначально гипотетична. Каждая смысловая, ценностная, нормативная структура имеет бесконечное множество значений и может иметь огромное число интерпретаций. Каждое художественное произведение существует в семантическом пространстве бесконечногосемиозиса. Искусство пребывает внутри семиотического пространства, сравнимого с масштабами Вселенной. Семиозис мировой культуры открыт, распахнут в бесконечность и представляет собой нечто вроде гигантской сверхэнциклопедии, которая пишется непрерывно, постоянно возрастает и никогда не будет завершена.

Соч.: Имя розы. - М. 1990; Маятник Фуко. - М., 1999; A theory of semiotics. - Bloomington-London, 1976.

Лит.: Бахмутский В. Я. Исторический роман и детектив // Он же. В поисках утраченного. -М., 1994; Лотман Ю. М. «Имя розы» //Эко У. Имя розы. 1989.

В начало словаря