Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ШЛЕЙЕРМАХЕР (SCHLEIERMACHER), ФРИДРИХ ЭРНСТ ДАНИЭЛЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ШЛЕЙЕРМАХЕР (SCHLEIERMACHER), ФРИДРИХ ЭРНСТ ДАНИЭЛЬ

ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher), Фридрих Эрнст Даниэль (1768-1834)

немецкий протестантский теолог, философ, филолог. Родился в г. Бреслау. Его отец был пастором реформатской церкви. Получил теологическое образование в университете в Галле. Служил пастором в Ландсберге и Берлине. Позднее стал университетским профессором. Был активным членом литературно-философского кружка немецких романтиков. Среди поэтов и философов, входивших в этот кружок, были Ф. Новалис, Л. Тик, братья Вильгельм и Фридрих Шлегели. Общение с ними наложило особый отпечаток на миросозерцание Шлейермахера, которого впоследствии называли «теологом романтизма».

Основные сочинения: «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799), «Монологи» (1800), «О различии между законами природы и законами морали» (1825). Посмертно изданы: «Диалектика», «Эстетика», «Учение о государстве», «Психология», «Философия этики».и др.

Шлейермахер в основу своей философии религии положил принцип эстетического мировосприятия. Понимая под эстетикой, подобно Баумгартену, способность к чувственному реагированию на внешние обстоятельства, он полагал, что в религиозном мироотношении чувства играют первостепенную роль. Среди них доминирует «чувство абсолютной зависимости». Именно оно составляет внутреннее основание религиозной веры.

Богословы относят Шлейермахера к родоначальникам протестантской либеральной теологии, а философы считают его одним из основоположников современной герменевтики. Он исходил из того, что необходима рефлексия по поводу самого процесса понимания текста Священного Писания, что важно иметь представление о закономерностях проникновения в его смыслы. Между создателями Писания и читателем, их личностями, языками существует дистанция, которую необходимо преодолеть. Этому помогает существующее сродство мироощущений автора и читателя. Если бы подобного сродства не было, то понимание оказалось бы в принципе невозможным. Нов любом случае понимание - это творческий процесс, где читатель должен выказать в ответ на уже продемонстрированную творческую активность автора собственную, встречную творческую активность. Он обязан использовать резервы как своего разума, так и своей интуиции. Это поможет проникнуть в такие смысловые глубины, которые, возможно, были неведомы и самому автору. Шлейермахер сформулировал несколько руководящих правил, составляющих суть как библейской, так и общегуманитарной герменевтики. Во-первых, необходимо постичьобщую смысловую направленность произведения и его композиционный строй. Во-вторых, следует увидеть ту связь, которая существует между произведением как целым и его отдельными частями. В-тре- тьих, постараться уяснить особенности стиля автора. В-четвертых, важно понимать, что доступное нам понимание не может быть абсолютно полным, исчерпывающим по глубине и аутентичности. В-пятых, необходимы духовные усилия для того, чтобы приблизиться к пониманию индивидуального «я» автора, его внутреннего мира, обстоятельств его жизни, склада его личности и на этой основе попытаться внутренне отождествить себя с ним. В-шестых, сочетать при углублении в текст интуитивный и рационально-аналитический подходы и тем самым не только вдумываться, но и вживаться в него. В-седьмых, учитывать ориентацию автора текста на того адресата, которого тот имел в виду.

Соч.: Речи о религии х образованным людям, ее презирающим. Монологи. - СПб.: Апетейя, 1994.

Лит.: Габитова Р. М. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера //Герменевтика: история и современность. - М., 1985; Гзим Р. Романтическая школа. Пер. с нем. - М., 1891; Муретов М. Д. Протестантское богословие до появления Штраусовой «Жизни Иисуса». - Сергиев Посад, 1894: Орнатекий Ф. Учение Шлейермахера о религии. - К., 1884; Франк С. Л. Личность и воззрения Фр. Шлейермахера //Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. - СПб., 1994.

В начало словаря