Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АРХИТЕКТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (от греч. architekton - строитель)

синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных культурных пространств, подчиняющихся определенным утилитарнофункциональным закономерностям и представляющих художественно-эстетическую ценность. Именно синтетизм архитектуры позволяет ей воздействовать на все органы чувств человека, на состояние его души и духа и порождать комплексный эстетический эффект. Этот эффект порождается не только деревом, камнем, металлом, т. е. физически-материальным субстратом чувственно воспринимаемых пространственных объемов, форм, пропорций, но и той богатой символикой, которая присутствует в архитектурных образах и позволяет создателям этих образов говорить с теми, кто их созерцает, не только о бренном, но и о вечном, бесконечном, сакральном. «Глубинный, философский смысл архитектуры заключается в творческом преобразовании хаоса в космос, случайной, неоформленной, а потому и неуютной среды обитания в осмысленную композицию, "очеловеченную" форму» (Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1. - СПб., 2000. - С.440). Архитектурные сооружения с присущим им синтетизмом ориентированы не только на органы человеческого зрения. Они взывают ко всем без исключения органам чувственного и духовного мировосприятия. Внешний вид и внутреннее убранство создают сложнейшие ансамбли эстетически выразительных форм, воздействие которых на человека можно сопоставить лишь с воздействием симфонии на эстетическое сознание слушателя. Каждое эстетически значимое архитектурное целое - это маленькая вселенная, локализованный в земном пространстве мирокосм, сущестующий и функционирующий по законам функционирования целостных, рукотворных ансамблей. «Архитектурное пространство живет двойной семиотической жизнью. С одной стороны, оно моделирует универсум: структура мира построенного и обжитого переносится на мир в целом. С другой, оно моделируется универсумом: мир, создаваемый человеком, воспроизводит его представление о глобальной структуре мира. С этим связан высокий символизм всего, что так или иначе относится к создаваемому человеком пространству его жилища» (Лотман Ю. М. Архитектура в контексте культуры // Лотман Ю, М. Семиосфера. - СПб., 2000. - С. 676). Символика мира архитектурных форм способна возвышать человеческое сознание до способности ощущать либо гармоничность Божьего мира, либо разительное несовершенство мира человеческого.

Лит.: Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. Т. 1-2.- М., 1935; Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь. - М., 1997; Гропиус В. Границы архитектуры. - М.: Искусство, 1971; Михайлов А. Архитектура как застывшая музыка //Античная культура и современная наука. - М.: Наука, 1985; Михаловский И. Теория классических архитектурных форм. - М. 1937; Некрасов А. Теория архитектуры. - М.: Стройиздат, 1994; П. А. Раппопорт. Древнерусская архитектура. - СПб., 1993; Розенберг А. В. Философия архитектуры. - М., 1923; Шуази О. История архитектуры. Т. 1. - М., 1935; Pothom Н. A Guide to Architectural Styles. - Word, 1983; Watkin D. A History of Western Architecture. - L., 1992.

В начало словаря