Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ШЕЛЛИНГ (SCHELLING), ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ШЕЛЛИНГ (SCHELLING), ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ

ШЕЛЛИНГ (Schelling), Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854)

один из крупнейших представителей немецкой классической философии. В возрасте 15 лет начал изучать теологию в Тюбингенском университете, где в это же время учились Гегель и Гельдерлин. В 23 года стал профессором университета в Йене. Преподавал вуниверситетах Мюнхена, Берлина.

Основные сочинения: «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Бруно, или о божественном и естественном начале вещей» (1802), «Философия религии» (1804), «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809) и др.

Воззрения Шеллинга претерпели эволюцию от натурфилософских построений к философии откровения. Его творчество отмечено идеями единства всего сущего и взаимопроникновения духа и материи. Согласно Шеллингу, в природе присутствует дремлющий дух. Когда же он окончательно пробуждается, то возникает духовность, воспаряющая над материей. Материальное и духовное начала представлены в Абсолюте, который представляет собой не дух и не природную материю, а их идеальное равновесие, тотальное безразличие, индифферентное всеединство, равное самому себе, предельно самодостаточное, исключающее какое-либо разнообразие и чуждое каким- либо изменениям. В Абсолюте полностью осуществились все возможности, и он представляет собой нечто вроде абсолютного произведения искусства. Для того чтобы Абсолюту перейти от этой замкнутой само- тождественности к разнообразию всевозможных форм существования, снизойти от бесконечного к конечному, от сущностного к феноменальному, он должен обрести динамизм. Но у Шеллинга его Субстанция еще не стала Субъектом, как у Гегеля. Он так и не нашел удовлетворительного решения этой теоретической проблемы, ограничившись указанием на существование ряда ступеней, на которых располагаются разные духовные и материальные формы. Размышляя над тем, как естественный мир возник из Абсолюта, Шеллинг в конечном счете пришел к мысли о том, что это невозможно объяснить рациональными средствами. Это иррациональное по своей природе событие не может быть предметом рационального философского познания. Только язык философии откровения позволяет в какой-то мере сообщить этому первичному онтологическому факту статус проблемы, поддающейся осмыслению.

Из онтологии Шеллинга вырастает его эстетика, в которой искусство предстает как высший продукт идеального мира. Будучи результатом духовной деятельности человека, произведение искусства вместе с тем всегда объективировано в какой-нибудь материально-чувственной предметности. Таким образом, идеальное и материальное (реальное), бесконечное и конечное соединены в искусстве и взаимопроникают друг в друга. Это единение наглядно проявляется в символах как образцах синтеза общего и особенного.

Соч.: Система трансцендентального идеализма. -Л., 1936; Философия искусства. - М. 1966.

Лит.: Гайм Р. Романтическая школа. - М., 1891; Жирмунский В. Немецкий романтизм и современная мистика. -СПб., 1914; Литературная теория немецкого романтизма. -Л. 1934.

В начало словаря