Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ШАТОБРИАН (CHATEAUBRIAND), ФРАНСУА РЕНЕ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ШАТОБРИАН (CHATEAUBRIAND), ФРАНСУА РЕНЕ

ШАТОБРИАН (Chateaubriand), Франсуа Рене (1768- 1848)

французский писатель-романтик и теоретик романтизма. Будучи выходцем из аристократических слоев, в юности прошел через увлечение демократическими идеями Ж.-Ж. Руссо. Получил образование в привилегированных учебных заведениях. В 1791 г. отправился в путешествие по Америке, но, узнав о том, что королю Франции угрожает смертельная опасность, возвратился на родину и примкнул к роялистам. Позднее эмигрировал в Англию. В 30-летнем возрасте пережил глубокий внутренний кризис, в результате которого произошло его возвращение в католическую веру. В 1806 г. совершил путешествие в Святую землю. В эпоху Реставрации занимал должность посланника в Англии, был министром иностранных дел. Ему принадлежат сочинения: «Исторический, политический и моральный опыт о революциях древних и новых, рассмотренных в их отношениях с французской революцией» (1797), «Гений христианства» (1802), поэма в прозе «Мученики, или торжество христианства» (1809), «Путешествие из Парижа в Иерусалим» (1811), ряд новелл, а также перевод «Потерянного рая» Дж. Мильтона (1836).

Для Шатобриана, которому выпало жить в один из самых бурных и трагических периодов французской истории, революция представлялась абсолютным злом, наказанием, посланным Богом стране и ее народу за пороки абсолютизма. Огромная доля вины за все произошедшее ложится на энциклопедистов, которые расшатали идейные устои общества. Даже Руссо, идеи которого когда-то казались Шатобриану столь привлекательными, не избежал гневных филиппик в свой адрес. Неприятие атеизма, материализма, рецидивов античного язычества, которые Шатобриан усматривал в искусстве и эстетике классицизма, заставило его написать трактат«Гений христианства». Он показывает, что глубокая истинность и одновременно необычайная притягательность христианства имеют своим источником его обращенность к миру человеческих чувств и одновременно способность раскрыть его необъятность и глубину: «Не стремясь унизить мысль, оно чудесным образом соответствует устремлениям души и может очаровывать рассудок таким божественным образом, как все боги Вергилия и Гомера». Для Шатобриана Библия являлась памятником человеческой духовности, обладающим чрезвычайной эстетической ценностью. Он отмечал воздействие идей и образов Ветхого и Нового Заветов на творчество великих европейских поэтов, писателей, драматургов - Данте, Мильтона, Расина и др.

Будучи католиком, Шатобриан утверждал, что католичество превосходит православие и протестантизм своей поэтичностью. Для того чтобы подкрепить эту мысль, писатель использует художественно-образные средства, включив в трактат две романтические поэмы в прозе «Атала» и «Рене». При помощи этих средств он исследует тип «приватного человека», который живет не интересами государства и общества, а руководствуется собственными внутренними ориентирами, среди которых ведущая роль отводится христианским ценностям и нормам.

Истории раннего христианства посвящена поэма «Мученики, или торжество христианства», где изображена любовь христианина и язычницы. Повествование, выстроенное в стиле романтического историзма, описывает переломный период мировой истории. В нем показано, как этот перелом отражается на индивидуальных судьбах.

Соч.: Рене. История последнего из Абенсераджей //Французская новелла XIX века. Т. 1.-М.-Л., 1959; Атала //Французская романтическая повесть. -Л., 1982; Гений христианства Ч. 2//Эстетика раннею французскою романтизма. -М., 1982; Замогильные записки Шатобриана. - СПб., 1851.

Лит.: Дезессар Э. Шатобриан ДеЛаБарт. Шатобриан и его сверстники //История Западной литературы. Под ред. Ф. Д. Батюшкова. - М., 1913; ДеЛа Барт Ф. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции в конце XVIII - начале XIX столетия. - Киев., 1905; Моруа А. Литературные портреты. - М., 1970; Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. - М., 1974; Ремизов Б. Г. французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.

В начало словаря