Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АПОКРИФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АПОКРИФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Апокрифическая литература (от греч. apokryphos - тайный, сокрытый)

совокупность религиозно ориентированных, претендующих на священный характер произведений, в центре каждого из которых находятся действующие лица, сюжеты, идеи Ветхого и Нового Заветов, но которые были отвергнуты христианской Церковью и не вошли в канонический текст Библии. Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные и содержат богатую дополнительную информацию о библейских событиях и лицах. Они насыщены яркими художественными и нравоучительными деталями, занимательными, нередко сказочно-экзотическими сюжетными подробностями и представляют самостоятельную культурно-историческую, литературно-художественную, познавательную ценность. Не случайно на протяжении всего времени их существования они постоянно притягивали к себе внимание писателей и поэтов, обращавшихся в своем творчестве к библейским темам.

Отношение христианской Церкви к апокрифам всегда носило двойственный характер. Она отказывала им в богодухновенности и на этом основании временами включала некоторые из них в индексы запрещенных книг, публиковала соборные постановления о своем отрицательном отношении к ним. Вместе с тем, она достаточно толерантно относилась к укоренившейся практике использования апокрифических сюжетов в качестве дополнительных, вспомогательных источников в церковной литературе, живописи, скульптуре, в театрализованных постановках-мистериях. Этим можно объяснить то обстоятельство, что немало апокрифических произведений вошло в созданную русским православным иерархом митрополитом Макарием книгу «Великие Минеи Четьи». К апокрифической литературе обращались в своих произведениях Кирилл Туровский, Нил Сорский, Иван Пересве- тов, Сильвестр и др. духовные писатели и мыслители. На Руси никоновская реформа способствовала утверждению негативного отношения православной церкви к апокрифам. Это породило встречную, противоположную по своему характеру реакцию староверов. В результате старообрядческая религиозная субкультура и в левую очередь литература стали своеобразным хранилищем апокрифических произведений, оберегающим их от уничтожения и забвения. Особым культурным хранилищем апокрифических мотивов выступает художественная литература. См. например: Дж. Мильтон «Потерянный рай» (1667); Ф. М. Достоевский «Идиот» (1868), «Братья Карамазовы» (1880); П. И. Мельников-Печерский «В лесах» (1874); Н. С. Лесков «Сошествие во ад» (1894) и др.

Лит.: Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. - Пг. 1919; Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. - М. 1996; Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов. - М. 1997; Мильков В. В. Древнерусские апокрифы. - СПб., 1999; Муретов М. Д. Апокрифическая переписка ап. Павла с коринфянами. - Сергиев Посад, 1896; Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 1: Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. - М. 1860; Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. - СПб., 1890; Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. - М., 1980; Сперанский М. Н. Апокрифические деяния апостола Андрея в славяно-русских списках. - М., 1893; Сперанский М. Н. Славянские апокрифические Евангелия. - М., 1895.

В начало словаря