Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ТЭН (TAINE), ИППОЛИТ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ТЭН (TAINE), ИППОЛИТ

ТЭН (Taine), Ипполит (1828-1893)

французский историк, философ, социолог, эстетик, литературовед, психолог. Родился в семье судейского чиновника. Получил образование в парижском Коллеж де Бурбон и Высшей нормальной школе. Специализировался по философии. Испытал на себе влияние идей Аристотеля, Спинозы, Гегеля. Преподавал философские дисциплины в лицеях, а позднее в Школе изящных искусств. Тэн - автор исследований «Французская философия XIX века» (1857), «Критические опыты по истории» (1858), «История английской литературы» (1864), «Об интеллигенции» (в рус. переводе «Об уме и познании») (1870), «Происхождение современной Франции» и др.

Для Тэна был характерен сугубо позитивистский подход ко всем формам духовной, художественно-эстетической жизни. Каждое явление культуры, искусства, литературы он рассматривал в первую очередь как социальный факт. Это сближало его с социологами и превращало из публициста, искусствоведа, историка искусства в представителя социологии культуры. Изучение искусства, литературы предполагает, согласно Тэну, не только накопление фактов, но и выстраивание на их основе системы причинно-следственных зависимостей. Исследователь должен ни на мгновение не упускать из поля своего зрения принцип причинности и помнить, что малейшее изменение в сфере причин влечет за собой серьезные изменения в сферах литературы и искусства.

В работе «Философии искусства» (1880) Тэн рассматривал искусство в свете методологических принципов социологического позитивизма. Он стремился при помощи кантовского физикализма, т. е. с естественнонаучных позиций, выявить основные закономерности развития художественной жизни общества. Каждое явление искусства представало у него как причинно обусловленный социальный факт, связанный многими детерминационными воздействиями с общественным целым. В этом подходе проявилось также и влияние Гегеля, идеи которого были близки ученому. Тэн активно использовал категорию Гете-Гегеля дух времени, придал ей характер методологического принципа, с помощью которого объясняются многие явления и процессы социокультурной жизни, а их кажущийся хаос обретает необходимую конфигуративность.

Тэн полагал, что все разнообразие духовных форм, которыми располагает культура, т. е. памятники религии, искусства, философии, литературы способны служить опорным материалом при изучении человеческого общества, отношений между людьми.

От Спенсера Тэн заимствовал взгляд на взаимовлияния социальных целостностей как на взаимодействие живых организмов. Он утверждал, что искусство связано с обществом, как растение с породившей его почвой. Эта связь, представленная в социологическом аспекте, выглядит опосредованной тремя звеньями: 1) идеями, нравами, психологией эпохи; 2) определенными художественным школами; 3) своеобразием творческих манер конкретных художников.

На жизнь искусства воздействуют условия существования людей, особенности пережитых народами исторических, политических событий, своеобразие сложившихся национальных характеров. Каждая эпоха в социальной истории цивилизации выдвигает на передний план какие-то отдельные виды искусства, стимулирует не все, а лишь некоторые формы творчества, выказывая по отношению к ним как бы свое предпочтение. Так, европейская античность выдвинула на передний план скульптуру. Христианско-феодальный мир способствовал первостепенному развитию архитектуры. Абсолютизм XVII-XVIII вв. оказал существенное влияние на развитие театра, а промышленно-демократический дух XIX в. стимулировал развитие и широкое распространение музыкального искусства.

Важное место в социологии Тэна заняла категория среды, которую он трактовал чрезвычайно широко, включая в нее как естественные, так и социальные детерминирующие факторы - климат, ландшафт, общественные условия, политические обстоятельства и т. д. Однако, ему не удалось избежать достаточно острой критики со стороны современников за то, что за пределами его концепции оставались проблемы самодетерминации и бессознательной детерминации художественного творчества. Так, Г. Флобер, размышляя о методе Тэна, заметил: «Очень тонко анализируется среда, породившая {произведение}, причины, которые привели к тем или иным выводам; а где же подсознательная поэтика? Откуда она проистекает? Где композиция, стиль? Где точка зрения автора? Этого нигде нет... Меня всегда возмущает, что на одну доску ставятся шедевр и любая гнусность. Мелкоту превозносят, а великое принижают; ничто не может быть глупее и аморальнее» (Флобер Г. Письма 1850-1880//Он же. Собр. соч. в Ют. Т. 8. - М., 1938. - С. 242).

Соч.: Тэн И. Философия искусства. - М.: Республика, 1996.

Лит.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.

В начало словаря