Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
СТИЛЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

СТИЛЬ

Стиль (лат. stylus от греч. stylos - палочка для письма)

целостная система художественно-эстетических принципов, идей, изобразительных средств, формально-содержательных признаков, характеризующих как отдельное произведение, так и определенную совокупность произведений искусства. Начало философско-эстетическому осмыслению категории стиля положил Аристотель, который втрактате «Риторика» рассматривал его как характерный способ художественного видения и изображения действительности. Признаками стиля для Аристотеля являются:

легкость, противостоящая тяжеловесным архаическим нагромождениям;

безыкусственность, отсутствие явной нарочитости в произведении;

соразмерность частей целого;

благородство чувств и моральная сдержанность их проявлений.

У Аристотеля представлена универсальная формула стиля, которая содержит перечень типичных свойств, носителями которых должны быть произведения истинного искусства. Эта формула не дает оснований для дифференциации разнообразных конкретно-исторических, национально-этнических и др. «малых» стилей. Она лишь фиксирует антитезу между достилевой архаикой и вполне цивилизованными формами искусства, к которым приложимо синкретичное определение стиля, данное Аристотелем. Последующее развитие искусствознания, эстетики, философии искусства сопровождалось расширяющейся и углубляющейся дифференцией этой синкретической целостности. Возникло множество системных целостностей художественного мира, подпадающих под понятие стиля - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, натурализм, импрессионизм, магический реализм и др. Каждый из указанных стилей приходил к осознанию собственной идентичности через многократные и разнонаправленные компаративистские процедуры сравнений, сопоставлений себя с другими близлежащими и отдаленными, родственными и чужеродными стилями. При этом для любого стиля всегда была важна связь с субстанциальными основами культурного мира и человеческой духовности. Гете утверждал: «Стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознать в зримых и осязаемых образах». Связи различных произведений искусства с фундаментальными онтологическими и аксиологическими основаниями человеческого существования сообщают им, несмотря на то что они принадлежат к разным стилям, не всегда очевидное, но всегда существующее единство.

Лит.: Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь. - СПб., 1997; Золотов П. Ю. Парадоксы стиля в Ш веке // Вопросы искусствознания. 1994. N° 2-3; Лосев А. Ф. Проблема художественного стиля. - Киев, 1994; Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. - М., 1970; Рогенбер Е От канона к стилю // Вопросы искусствознания. 1994. М» 2-3 Соколов А. Н. Теория стиля - М. 1968

В начало словаря