Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - ЗАПАДНИЧЕСТВО КАК ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - ЗАПАДНИЧЕСТВО КАК ДУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Данная философско-культурологическая и литературно-эстетическая антитеза утвердилась в российском сознании в 1840-е гг. Обусловленная евразийским геополитическим положением России,предрасполагающим россиян либо к восточным, либо к западным тяготениям, симпатиям, ориентациям, а также к заимствованиям тех или других ментальных, психологических, религиозных, моральных и др. стандартов, она впоследствии играла важную роль в духовной жизни России.

Западнические умонастроения существовали на Руси, начиная со времен Новгородской и Псковской республик. Во времена Петра Великого западничество обрело статус особого состояния, в котором пребывало групповое сознание правящей элиты, приближенной к царю. Распространенным образом, презентирующим его в русской культуре, стала пушкинская метафора прорубленного в Европу окна. И только в 1830- 1840-е гг., когда полностью пробудилось русское философское самосознание, западничество обретает статус философского и литературно-эстетического направления. Характерно, что оно формируется и разворачивается в процессе непосредственного взаимодействия со славянофильством, столь же давним, традиционным умонастроением, теперь тоже конституировавшимся в отдельное философское направление. Но, в отли- чиеотславянофилов, в центре внимания которых находилась русская идея, для западников проблемным эпицентром являлась европейская либеральная идея в ее взаимодействиях с российской действительностью. Это отчетливо видно на примере того круга мыслей, которые занимали П. Я. Чаадаева, Н. В. Станкевича, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, И. С.Тургенева, И. И. Панаева, В. Н. Майкова, П. В. Анненкова. Идею либерализма они воспринимали как «в высшей степени разумную и христианскую» (В. Г. Белинский). Свои труды западники публиковали чаще всего на страницах журналов «Отечественные записки» и «Современник».

В художественно-эстетической области выступления западников носили чаще всего антиромантический характер. Им импонировало реалистическое направление, что видно на примере таких произведений, как «Взгляд на русскую литературу 1847 года» Белинского, «Былое и думы» Герцена и др.

Социокультурным лоном, внутри которого развивалось западничество, стала сре- да высокообразованной дворянской интеллигенции. Салоны и кружки объединяли тех, кто тяготел к интеллектуальному общению, обсуждению актуальных проблем политической, духовной, художественной жизни. Среди западников преобладали рационалистические умонастроения, идеи французских просветителей и немецких философов. Им была близка мысль гегелевской школы об обязательном прохождении как индивидуальным, так и народным духом всех важнейших ступеней культурного развития. Они воспринимали ее как императив, который для Российской цивилизации имеет первостепенную значимость.

Историки русской мысли редко обращают внимание на то обстоятельство, что одним из важных следствий развития западнической идеологии явился активизировавшийся вXIX в. процесс проникновения протестантизма в Россию. Протестантские идеи нашли в ней благоприятную почву, подготовленную многими веками народного богоискательства и неготовностью Русской православной церкви к тому, чтобы адаптировать свою деятельность к возросшим в XIX - XX вв. религиозным нуждам и духовным требованиям христианского сознания.

Наиболее яркими представителями славянофильства был и А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и А. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гиль- фердинг и др., выступавшие против усиливающихся влияний западной цивилизации, ратовавшие за сохранение российской национальной самобытности в социокультурной жизни. Позиции, близкие славянофильству, занимал поэт Н. М. Языков, автор антизападнического сочинения «К не нашим» (1844). И.В. Киреевский, отождествлявший славянофильство с народностью, обнаружил почти славянофильские мотивы в творчестве А. С. Пушкина. Он писал: «Мало быть поэтом, чтобы быть народным; надо быть воспитанным, так сказать, в средоточии жизни своего народа, разделять надежды своего отечества, его стремление, его утраты, - словом, жить его жизнию и выражать его невольно, выражая себя» (Киреевский И. В. Нечто о характере поэзии Пушкина. 1828).

Над драматическим характером взаимоотношений Востока с Западом, России с Европой размышлял В. Ф. Одоевский. Утверждая первенство России в этой антитезе, он исходил из того, что Европа дряхлеет, Запад гибнет, а Россия молода и полна сил и она в состоянии спасти тело и душу Европы. «Мы - новы и свежи; мы - непричастны преступлениям старой Европы; перед нами разыгрывается ее странная, таинственная драма, разгадка которой, быть может, таится в глубине русского духа». В «Русских ночах» Одоевский писал: «Мы видим... неизлечимую тоску, господствующую на Западе, надежду без упования, отрицание без всякого утверждения... Запад, погруженный в мир своих стихий, тщательно разрабатывал их: чудна была работа его и породила дела дивные. Запад произвел все, что могли произвести его стихии, но в беспокойной, ускоренной деятельности он дал развитие одной стихии и задушил другие: в результате потерялось равновесие. Чтобы достигнуть полного, гармонического развития основных общечеловеческих стихий, Западу не хватает своего Петра, который привил бы ему свежие, могучие соки славянского Востока». Сила России в том, что наука и искусство в ней не подверглись секуляризации, как это произошло на Западе, а пребывают в единстве с верой. Неизвестно, что будет в отдаленном будущем, но XIX в. будет принадлежать России.

Согласно славянофилам, главным духовным основанием национальной самобытности должно оставаться православие. Ревностное сбережение византийских традиций выступает гарантией того, что русская православная модель христианства, в отличие от католической и протестантской, останется наиболее приближенной к перво- истокам веры и сумеет уберечь ее чистоту и полноту от напора рационалистических и прагматических умонастроений. Философско-религиозная мысль славянофилов, питаемая глубинным инстинктом самосохранения православной цивилизации, обращает особое внимание на проблемы преодоления разрозненности, поиска единства всеми славянскими народами. Высшим средоточием такого единства должен стать особый дух соборности, позволяющий людям, уповающим на идеалы православия, преодолевать все виды партикулярности. Соборность стоит на несколько порядков выше обычных разновидностей мирской солидарности, которые могут возникать под воздействием узко-национальных, корпоративных политических или экономических интересов. Для славянофилов соборность - категория религиозно-нравственная, обозначающая высшую ступень, на которую способны подняться общее «мы» и индивидуальное «я», жаждущие слияния в единой устремленности к Богу. Этому понятию суждено было занять важное место врусской религиозной философии XIX-XX вв., дав возможность обозначать состояние растворенное™ индивидуального «я» в коллективном «мы» разномасштабных религиозно-церковных общин. Но кроме этого, сравнительно узкого толкования, возникло и другое, предполагающее глубокое внутреннее религиозно-нравственное единение индивидуального сознания с обширным целым - национально-народным, общечеловеческим, космическим, трансцендентно-божественным. Соборность предполагает, что «я» в своей причастности к «мы» не утрачивает личной свободы. Обладая развитыми духовными, нравственными, интеллектуальными качествами, «я» сохраняет в себе все богатство собственных свойств. При этом оно преисполняется сознанием моральной ответственности перед соборным целым, стремлением не просто служить ему, а видеть в этом цель и смысл своего бытия, возможность реализовать свою устремленности к Богу через приверженность идеалам добра, справедливости, истины, любви.

Лит.: Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М. 1983; Блатова Т. И. Родоначальники славянофильства. А С. Хомяков и И. С. Киреевский. - М. 1995; Веселовский А. Западное влияние в новой русской литературе. -М., 1916; Градовский А. Д. Первые славянофилы // Он же. Национальный вопрос в истории и литература. -СПб., 1873; Киреев А. А. Славянофильство и национализм. - СПб., 1890; Максимович Г. А. Учение первых славянофилов. - Киев, 1907; Милюков П. Разложение славянофильства: Из истории русской интеллигенции. - М., 1902;

Лит. : Мяло К Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура человека и картина мира.-М., 1987; Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. - М., 1998; Чичерин Б. Н. Москва сороковых годов. - М., 1997; Щукин В. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литераттурное явление. - Краков, 1987.

В начало словаря