Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
РЕМБРАНДТ (REMBRANDT), ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

РЕМБРАНДТ (REMBRANDT), ХАРМЕНС ВАН РЕЙН

РЕМБРАНДТ (Rembrandt), Харменс ван Рейн (1606-1669)

Великий голландский живописец был протестантом, хорошо знающим содержание Библии и черпавшим из нее вдохновение и образы для своих полотен. Уже один только перечень его живописных и графических работ дает основание поставить его в первый ряд величайших христианских художников европейского барокко. Дух теодицеи доминирует в его картинах «Апостол Павел в темнице» (1630), «Сретение» (1631), «Снятие с креста» (1633), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Святое семейство» (1646), «Сусанна и старцы» (1647), «Отречениие Петра» (1660), «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660), «Давид перед Саулом» (1665), «Возвращение блудного сына» (1669) и др.

Рембрандт обладал «смелой интуицией» (Р. Барт). Эта смелость сродни смелости апостолов, отцов церкви, которые шли непроторенными путями, полагаясь на свою христианскую интуицию и которая их ни когда не подводила. Новаторство Рембрандта имело не только трансцендентные, но и вполне земные предпосылки. Два важных обстоятельства сообщают его картинам особый характер. Первое - это то, что в протестантской Голландии Рембрандт не мог получать от церквей заказы на внушительные по размерам и торжественно-величественные храмовые картины. Это привело к тому, что художник смог подчинить свою библейскую живопись собственным художественно-эстетическим задачам. Так стали рождаться ветхозаветные и евангельские сцены, проникнутые духом тонкого психологизма. Сложные чувства и глубокие размышления о Боге, мире, людях и собственной судьбе - вот что роднит между собой очень разных героев рембрандтовских картин.

Другое обстоятельство выглядит, на первый взгляд, сугубо внешним. Художник постоянно и настойчиво использует в большинстве своих живописных работ прием светотени. Как бы из невидимого зрителю источника падает свет на лица героев. Часто высвечиваются еще и их руки. Все остальное остается погруженным либо в полумрак, либо же в полный сумрак. Как правило, свет падает откуда-то сбоку, и это делает видимыми неровности старческих лиц и рук, их складки, морщины, несущие на себе отпечаток прожитых лет. В использовании Рембрандтом светотени нет и намека на холодный профессионализм досужего ремесленника, владеющего набором эффективных приемов. Светотень неотрывна от религиозно-эстетического кредо мастера. Она - творческое преломление евангельской истины: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). В любом, даже самом безрадостном ц сумрачном существовании всегда остается место для проблесков света. В любой, самой тяжелой жизненной ситуации для человека сохраняется возможность обратить свой взгляд к источнику света - Иисусу Христу. Рембрандт это отчетливо сознавал. Поэтому среди большого количества выполненных им портретов практически нет изображений лиц мизантропов, людей, возненавидевших мир и погрузившихся в духовную тьму. Напротив, это всегда лица, которые тьма не объяла и которые светятся во тьме. Так в повседневном проступает мистическое, возвышающее художника и его работы над обыденностью. Все это позволяет говорить о художественно-эстетическом богословии Рембрандта, у которого почти каждая его работа - это живописная или графическая книга Иова, содержащая урок веры, духовного мужества и нравственной стойкости, которые человек может сохранять в себе несмотря ни на какие, даже самые тяжелые жизненные испытания.

Лит.: Израэльс И. Рембрандт. - СПб., 1910;

В начало словаря