Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПСИХОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПСИХОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

Психологизм как художественный метод - творческая практика углубленно-проникновенного изображения психодинамики внутренней жизни героев, различных по содержанию и направленности нравственнопсихологических коллизий, разворачивающихся в их мотивационных сферах. В изобразительном искусстве и прежде всего в живописи большая часть проявлений психологизма как творческого метода укладываются в пределы формулы «лицо (глаза) - зеркало души». В литературном творчестве и театральном искусстве психологизм проявляется по-разному: в виде интроспективно-исповедальных лирических откровений, вформе монологических, интонационных, жестовых и мимических самообнаружений своего внутреннего «я» театрально-драматическими персонажами, а также посредством внутренней речи героев, обнаруживающей их скрытые от окружающих желания, интересы, мотивы.

Особое место в литературно-художественной сфере занимает такая форма психологизма, как «поток сознания». Получившая распространение в западной литературе в эпоху модерна, она обязана своим концептуальным оформлением американскому философу и психологу У. Джеймсу («Научные основы психологии», 1890). Именно он применил относительно сознания метафору «потока», «реки» и придал ей статус теоретического концепта. Согласно Джеймсу, внутренняя субъективная жизн ь л ич ности представл я - ет собой важнейшую из реальностей человеческого мира. Поэтому художник, писатель, способный воссоздать «поток сознания», в полной мере реализует свое творческое предназначение.

Психологема «потока сознания» нашла художественно-образное воплощение в творчестве Гертруды Стайн («Три жизни», 1909; «Становление американцев», 1925), Вирджинии Вулф («Миссис Дэллоуэй», 1925; «Волны», 1931; «Между актами», 1941). В максимально полном объеме она была реализована Дж. Джойсом в материале его романа «Улисс» (1922), где воссоздана психическая жизнь двух конкретных героев. Текучий мир отражается в гибких зеркалах их сознаний, и содержимое этих сознаний само превращается в поток впечатлений, хотя и разрозненных, но не способных оторваться от субъектов и потому образующих некую динамичную целостность с признаками не системы, а беспорядочного конгломерата. Обрывки мыслей, обломки смыслов, фрагменты разнородных картин, внезапные импульсы вспыхивающих желаний, загорающихся и гаснущих инстинктивных позывов - все это действительно составляет подобие некоего потока в период половодья. Мутный, несущий в своих струях много всевозможного хлама, он представляет собой зрелище, хотя и любопытное, но никак не отвечающее классическим критериям высокой эстетики.

Лит.: Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - М., 1999; Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. - М., 1988; Компанеец В. В. Художественный психологизм в советской литературе. 1988; Соколова. Н. Внутренняя речь и мышление. -М., 1968; Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве. Ч. 1-4. - Саратов, 1973-1976; Хоружий С. С. «Улисс» в русском зеркале. -М., 1994.

В начало словаря