Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПСАЛМЫ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПСАЛМЫ

Псалмы (греч. psalom - игра на струнном музыкальном инструменте псалтерионе или псалме)

древний жанр религиозной поэзии, позволяющий человеку посредством песнопения обращаться к Богу с выражением своих чувств и словами восхваления, благодарности, прошения, моления, сетования, жалобы и т. д. К псалмам относят те песни, которые сочинил царь Давид (1011- 971 гг. до Р. X.) Однако, Давиду приписывают и те псалмы, которые возникли позднее. Все вместе они составили содержание ветхозаветной книги Псалтири, чье древнееврейское название «Техилим» переводится как «Хваления». Псалмы предназначены как для уединенных молитв, так и для культовых служений. В их содержании присутствуют глубокие богословские, философские, экзистенциальные размышления о тайнах бытия, мудрые этические сентенции, утешительные нравоучительные рассуждения, тонкие психологические переживания и наблюдения, а также чистосердечные раскаяния, покаянные молитвы сокрушенного человеческого сердца, страдающего и плачущего о своих падениях и просящего у Бога милости, прощения и заступничества. Псалмопевец поет:

«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною...Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня... Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 3-19).

Главное в псалмах - это вера в неиссякаемую милость Творца, в то, что Он не оставит того, кто любит Его. Псалмы пронизаны чувствами благодарности Богу за все, что Он ниспосылает людям. В псалмах, как утверждал Афанасий Великий, «измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов». Многие богословы рассматривали псалмы как поэтическую квинтэссенцию важнейших библейских осн овоположен и й.

В Древней Руси псалмы появились переведенными на церковно-славянский язык Кириллом и Мефодием. Они использовались не только в храмовых литургиях, но и служили домашним чтением, а также пособием по обучению грамоте. Об их популярности свидетельствует тот факт, что цитаты из разных псалмов часто встречаются в древнерусских сочинениях - «Слове о Законен Благодати»митрополита Иллариона, «Повести временных лет», «Поучении» Владимира Мономаха, трудах Кирилла Туровского и др.

Псалмы оказали влияние на творчество целого ряда религиозных поэтов, мыслителей, вдохновляли композиторов и музыкантов. Их поэтические переводы на русский язык осуществляли Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Г. Р Державин, Ф. Н. Глинка, Т. Г. Шевченко, Н. М. Языкова. С. Хомяков и др.

Среди европейских и русских композиторов, писавших музыку на тексты псалмов, были Г. Шютц, И. С. Бах, Д. С. Борт- нянский, М. И. Глинка, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, И. Брамс, К. Сен-Санс, Э. Григ, А. Шенберг, И. Ф. Стравинский и др.

В XX в. к анализу псалмов обращались крупные западные философы. Так, американский психолог, культуролог, философ Э. Фромм в своей книге «Вы станете как Бог» попытался дать свою интерпретацию библейским псалмам. Он разделил их на две группы: в одних нет внутреннего конфликта и их общий настрой остается неизменным, а в других присутствует динамика внутренней смены состояния, совершается переход, например, от горя к радости. «Естьпсалмы, - утверждал Фромм, - которые можно понять, только наблюдая за "исполнителем": он начинает с состояния отчаяния, затем преодолевает это состояние, но оно возвращается вновь. Он снова справляется с горем... И только тогда, когда отчаяние достигает апогея, вдруг, словно чудо, происходит поворот к просветленному, радостному настроению, полному веры и надежды. Прекрасный пример тому - 22-й стих, начинающийся словами: «Бог мой, Бог мой, зачем ты меня покинул?» Далее Фромм предлагает свой ответ на вопрос, почему Иисус перед смертью произнес именно эти слова, полные отчаяния. «Эти слова как бы противоречат его вере, его добровольному выбору смерти. А на деле никакого противоречия тут нет, просто в иудейской традиции способ цитирования псалмов отличается от христианской религии тем, что указание делается не на номер псалма, а на первое предложение или первые слова. Так, например, для толкования Евангелия следует сказать, что Иисус произнес псалом 22. И если вы его прочтете, то увидите, что он начинается словами отчаяния, а заканчивается в стиле гимна, с надеждой и как нельзя более ярко выражает универсалистское мессианское ожидание, характерное для раннего христианства».

Лит.: Гилтебрандт П. А. Справочный и объяснительный словарь к Псалтири. - СПб., 1898; Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. - СПб., 1908; ШкуровВ. А. Своеобразие поэтики псалмов // Сообщения АНСССР.Т. 137, №3. 1990.

В начало словаря