Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Произведение искусства - духовно-материальная реальность, отвечающая художественно-эстетическим критериям, возникшая как результат творческих усилий художника, скульптора, поэта, композитора и т. д. и представляющая собой ценность в глазах тех или иных сообществ. Каждое произведение, будучи средством борьбы с всеотрицающей силой времени, с физической конечностью индивидуального существования, дает художнику возможность фиксировать свои переживания и мысли, особенности своего мироотноше- ния в знаковых, символических, образных формах, остающихся в наследство следующим поколениям. Основным средством подобных фиксаций является язык искусства, создающий пространство собственных смыслов, ценностей и норм. «Произведение искусства есть законченное, в самом себе покоящееся идля себя существующее целое воздействие и противопоставляет последнее, как самостоятельную реальность, природе. В художественном произведении форма бытия существует только как реальность воздействия. Художественное произведение, воспринимая природу как отношение между двигательными направлениями и зрительными впечатлениями, освобождается от всего изменчивого и случайного» (Гильдебрант А. Проблема формы в изобразительном искусстве. - М., 1914. - с. 24).

Произведения искусства существуют не разрозненно, а входят в состав такого целого, как художественная культура. Все вместе они составляют ценностный мир, призванный помогать человеку гармонизировать его практическую и духовную жизнь, облекать его внутренние противоречия в соразмерные формы, устремлять содержащийся в них взрывной потенциал в русло созидания, творчества.

«Открытое произведение». Понятие «открытого произведения» ввел в современный художественно-эстетический тезаурус

в 1960-е гг. итальянский писатель-культуролог У. Эко. Оно родилось в ответ на стремление эстетической мысли выйти из того кризисного состояния, в котором оказалась культура модерна, пытавшаяся разрушить все эстетические структуры и видевшая в этой деструктивной деятельности свое предназначение. «Открытое произведение» явилось маргинальной формой, соединявшей устойчивость художественной структуры с эластичностью содержательной семантики, допускающей разнообразные изменения внутри нее, но активно сопротивляющейся распаду. «Открытое произведение» - это художественно-эстетический микрокосм, допускающий внутри себя элементы хаоса и извлекающий из присутствия беспорядка пользу для себя. Приток информации извне лишает его жесткости, хрупкости и уязвимости. Оно становится открытым для множества интерпретационных подходов. Внутри него содержатся предпосылки для самоиронии. Авторское «я», способное подсмеиваться над собой, своим детищем и его героями, обретает неуязвимость, какой не имели жестко структурированные произведения классического искусства. Уроки модерна пошли художнику и искусству на пользу. Угроза энтропии, против которой эстетическая мысль долгое время была бессильна, теперь уже не страшна. «Открытое произведение» облада- I ет необходимым запасом прочности, чтобы успешно противостоять ей.

Дополнительные смысловые штрихи вносит в концепт «открытого произведения» понятие non finite (итал. незаконченное, | незавершенное). Оно означает издавна отмечаемый искусствоведами феномен незавершенности многих произведений классического искусства. Исследователи обращают внимание на характерную особенность этих произведений, которая состоит в том, что незаконченность идет им на пользу. Она придает произведению, его образному строю такие художественно-эстетические черты, которые, скорее всего, исчезли бы, если б оно приобрело исчерпывающую законченность. Недосказанность словно отворяет врата в некую перспективу с беспредельностями, теряющимися в ней смыслами, ассоциациями, реминисценциями, мистическими переживаниями и т. д. Гениальные художники такого масштаба, как Микеланджело или Роден, как будто интуитивно ощущали все это и нередко намеренно оставляли свои произведения незавершенными. Современная эстетика non finito непосредственно соотносит эти наблюдения с концептуальным выводом о принципиальной незавершенности каждого художественного произведения. Данное обстоятельство, в свою очередь, соотносится с природой описательной, смыслообразующей речи человека. Современная философия языка, психолингвистика, семиология признают, что сколь бы исчерпывающим не было описание чего бы то ни было, никогда не наступает момента, когда уже невозможно добавить хотя бы еще один штрих к существующей картине, обозначить еще один смысловой нюанс и т. д. Так же и в процессе создания произведения искусства отношения художника и его замысла напоминают апорию Зенона об Ахилле и черепахе, которую тот не в состоянии догнать. Между замыслом и его воплощением всегда остается творческий «зазор», позволяющий говорить об онтологической незавершенности не только любого отдельного художественного произведения, но и всего, что создается человеком. Отсюда проистекает важное философско-эстетическое следствие. «Зазор», «брешь» non finito выступает как, своего рода, приглашение художника к соавторству со стороны зрителя, читателя, слушателя. Те, кому адресовано произведение, всегда могут проявить встречную духовную активность и «домыслить», «дочувствовать», «допеть» то, что не успел «допеть» художник.

Лит.: Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-хт. - М., 1968-1973.

В начало словаря