Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПОЛИФОНИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПОЛИФОНИЯ

Полифония (греч. polys - много + phone - звук, голос; букв, многозвучие, многоголосие)

1) сочетание нескольких одновременно звучащих мелодических линий, голосов, тем, создающее впечатляющий музыкально-эстетический эффект; полифоническая форма получила широкое распространение в средние века в христианском хоровом пении, а позднее вошла в европейскую музыкальную культуру в качестве классического творческого приема и выразительного средства;

2) эстетико-литературоведческий термин, ставший ключевым в созданной М. М. Бахтиным концепции полифонического романа, где полифонизм обозначает способность автора так организовать материал, что возникает эффект идейно-идеологического многоголосия, позволяющего каждому герою вести свою партию-тему, вплетенную в общую канву повествования. Автором движет «вера в возможность сочетания голосов, но не в один голос, а в многоголосный хор, где индивидуальность голоса и индивидуальность его правды полностью сохраняется» (Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. - М., 1996.-С. 374).

Согласно Бахтину, множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов является главной особенностью романов Достоевского. Духовные миры его героев равноправно сосуществуют в пространстве авторского замысла и в то же время пребывают как бы рядом с авторским словом и авторским «я». Именно Достоевскому отдает Бахтин звание творца полифонического романа как нового романного жанра. Традиционные европейские романы монологичны. И если рассматривать романный мир Достоевского с монологических позиций, он предстанет подобием некоего хаоса, «конгломератом чужеродных материалов и несовместимых принципов оформления». И только в свете бахтинского подхода он предстает как «хорошо темперированное» полифоническое целое. «Полифонический роман Достоевского (подобно "формальной полифонии Данте", но содержательно наполненной и углубленной современным - постромантическим и постмодернистским - "человеком в человеке"), знаменует ситуацию, в которой читатели и интерпретаторы Достоевского (начиная с русских мыс- лителей-публицистов конца XIX - начала XX в. В. В. Розанова, Д. С. Мережковского, Л. Шестова, Н. А. Бердяева и др.) все еще - методически - находятся на пути "философской монологизации", не адекватной этой объективной всемирно-исторической ситуации - события, в котором все они, в своей незавершимости и неразрешимости, - только отдельные "голоса" в уже увиденной и описанной Достоевским полифонии этого мира. Незавершенность каждого такого голоса остается этико-религиозным ... постулатом, в соответствии с которым (в бахтинской передаче его) герой-идеолог Достоевского должен преодолеть свой этический солипсизм, свое отъединенное "идеалистическое" сознание и превратить другого человека из тени в истинную реальность)» ( Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 758-759).

Лит.: Аверинцев С. С. "Великий инквизитор" с точки зрения зрения advocatus diaboli.. // София-логос. Словарь.-Киев, 2000; Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972; Махлин В. Л. Полифония // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001; Пумпянский Л. В. Достоевский и античность. - Лг, 1922; Jones М. V. Dostoevsky after Bakhtin: Reading in Dostoevsky's fantastic realism. - Cambridge, 1990; Reed N. The philosophical rods of polyphon: A Dostoevskian reading // Critical essays on МШ Bakhtin. - N. Y. 1999.

В начало словаря