Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПЕЙЗАЖ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПЕЙЗАЖ

Пейзаж - жанр, в котором объектом художественного изображения является природа в ее естественном или преображенном человеческими усилиями виде.

В пейзаже главным носителем эстетических свойств является природа во всем разнообразии ее ландшафтных свойств и форм. Он выступает свидетельством способности человека ценить красоту природы и воссоздавать ее при помощи разнообразных художественных средств.

В европейской живописи пейзаж становится заметным художественно-эстетическим явлением (пока еще в качестве фона) в произведениях мастеров эпохи Возрождения. Значительный вклад в его эстетическое осмысление внес Леонардо да Винчи. В своем «Трактате о живописи» он утверждал, что для художника главное - это наблюдать природу и стремиться к «оптической правде». Совершенство природного мира открывается человеку в первую очередь через глаза и зрение. Поэтому совершенно не прав был греческий философ Демокрит, ослепивший себя, чтобы умственным взором отчетливее видеть истину и не отвлекаться на внешние впечатления. «Разве, - писал художник, - не мог он зажмурить глаза, когда впадал в такое неистовство, и держать их зажмуренными до тех пор, пока неистовство не истощится само собой?.. Величайшей глупостью было вырывать себе глаза».

Художники Ренессанса рассматривали картину как окно в физический, естественный мир. Ими было разработано учение о перспективе, позволявшей с максимальной достоверностью воссоздавать на плоскости холста трехмерность естественных ландшафтов. В отличие от средневековой иконы, которая строилась по вертикальной схеме, ренессансная картина выстраивалась на основе композиционной горизонтали: во-первых, слева - направо и во-вторых, от зрителя - вглубь. Это позволяло мастерам живописи вмещать в пределы пейзажа расстилающуюся перед ними земную поверхность. При этом предполагалось, что зритель находится на средней оси и не отделен непреодолимой гранью от естественного мира. Построенный подобным образом пейзаж позволял ощутить неразрывную связь человека с естественным миром и тем самым способствовал формированию нового образа природы, не известного до этого искусству.

Несомненной заслугой европейской ренессансной живописи явилось соединение красоты человеческого тела с красотой природы. Ярким примером такого соединения является картина итальянского живописца Джорджоне (1477-1510) «Спящая Венера». Художник, следуя канонам античных представлений о красоте, изобразил прекрасную обнаженную женщину, в которой органично соединились чувственная прелесть с возвышенной гармонией. Перешагнув через стереотипы средневекового аскетизма и ханжеского морализирования, Джорджоне говорит языком красок о божественности человеческой красоты и о человечности божьего мира, который окружает спящую Венеру подобно тому, как прекраснуая оправа обрамляет драгоценный камень.

В качестве самостоятельного жанра пейзаж занял особое место в живописи французского классицизма XVII в., в творчестве Н. Пуссена и К. Лоррена. В русском искусстве наиболее значимые достижения в этом жанре связаны с именами С. Щедрина, А. Иванова, А. Саврасова, И. Шишкина, Ф. Васильева, И. Левитана и др. художников, тонко чувствовавших неброскую красоту русской природы. Тонкое наблюдение касательно особенностей пейзажной живописи принадлежит Б. Н. Лос- скому, сыну философа Н. О. Лосского, писавшему в письме к отцу: «...Русский человек, сформировавший свою культуру на родных мотивах Нестерова и Левитана, усматривает в своем пейзаже высокую поэзию и духовность там, где западный человек заметит только хилость и убожество. И мне очень понятно заявление одного товарища француза об Америке: он был очень поражен всеми грандиозностями и фокусами, которыми не только американец, но и его страна удивляют европейцев. Но при этом сказал, что видел много форм и много красок, но все это было сырым неосмысленным материалом. Ответ на это ясен: не было поколений влюбленных в природу американских живописцев, чтобы перевести эту природу на язык искусства и научить нас через искусство чувствовать ценное в этой природе» (Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. - М., 1998.- С. 397-398. Приложение).

Лит.: Пейзаж. Энциклопедия. - М., 2002.

В начало словаря