Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АНДЕГРАУНД

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АНДЕГРАУНД

Андеграунд (англ. undegraund - подполье, подземелье, подвал)

обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно-эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг избранных потребителей, сознательно отгородившихся в своем эстетическом «подполье» от основной массы. Считается, что понятие андеграунда возникло в 1950-е гг. в США и на протяжении последующих 20-ти лет постепенно проникало в европейскую культуру. Однако обращает на себя внимание характерный литературный факт: впервые понятие андеграунда вошло в литературу на сто лет раньше. Оно было вынесено в его русскоязычном звучании в название философско-психологической новеллы Ф. М. Достоевского «Записки из подполья». Оно не было у Достоевского простой метафорой; ему был придан экзистенциально-метафизический смысл. Оно обозначало те подспудные глубины человеческой натуры, в которых таится все темное, докультурное, брутальное, имморальное, что человек цивилизованного общества вынужден скрывать от окружающих и даже от самого себя, но что способно иногда прорываться на поверхность, повергая всех в смятение.

Основные особенности искусства андеграунда:

1) радикальные авангардистские ориентации, проявляющиеся в виде демонстративного имморализма, нарочитой асоциальности, брутальности, эпатирующего натурализма и т. п.;

2) пренебрежение традиционными социокультурными, религиозно-нравственными, художественно-эстетическими нормами в трактовке эротических тем;

3) первостепенный интерес к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения.

Лит.: Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна). - СПб., 2001; Достоевский Ф. М. Записки из подполья //Полн. собр. соч. в 30-ти т. Т. 5. - Л., 1973; Зверев А. М. Модернизм в литературе США. -М., 1979; Ленинградский андеграунд. Начало.- Л., 1990; Могильнер М. Мифология «подпольного человека». Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. - М., 1999; Савицкий С. Анеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы. - М. Новое литературное обозрение, 2002.

В начало словаря