Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПАТЕРИК

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПАТЕРИК

1) сборник повествований о благочестивой жизни и духовных подвигах христианских отшельников-аскетов, монахов-пустынников, святых;

2) собрание нравоучительных изречений христианских подвижников.

Патерик состоит из небольших повествований, каждое из которых - это история борьбы человека с темными силами, стремящимися совратить его с пути благочестия. За пределами рассказа остается значительная часть жизни отшельника. Изложение концентрируется вокруг самых драматических эпизодов его внутренней жизни, когда он оказывается на краю бездны, куда его пытаются столкнуть дьявол и его бесы. Однако в конечном счете страстотерпец преодолевает искушения и соблазны, побеждает свои слабости, возводит неодолимый духовный заслон на пути порочных наклонностей и желаний и достигает высокой степени духовного совершенства, позволяющего ему вести богоугодную жизнь.

Форма патерика складывалась на протяжении первого тысячелетия христианской истории. Постепенно накапливались передававшиеся из уст в уста и записывавшиеся рассказы о наиболее ярких свидетельствах победы христианского духа над демоническими силами. Выявлялись и наиболее значительные фигуры, чьи масштабные личности производили неизгладимое впечатление на современников и потомков, - Антоний Великий, Феодосий Великий, Макарий Египетский и др. В разных местах сложились свои сборники рассказов, получившие названия регионального характера, но при этом имевшие и пояснительные подзаголовки - Синайский («Луг Духовный»), Египетский (в двух частях - «История о египетских черноризцах» и «Лавсаик», названная так из-за содержащегося в ней посвящения византийскому аристократу Лавсу, любившему этот жанр), Иерусалимский, Римский («Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души»), Киево-Печерский идр. патерики.

Киево-Печерский патерик как памятник древнерусской религиозной жизни и духовной культуры сложился под влиянием переведенных и уже распространившихся на Руси патериков византийского православия. Вместе с тем основу его содержания составляли отечественные предания о русских подвижниках, об их неординарных и в то же время типичных для христианского мира личностях.

Патерики имеют самостоятельную литературно-художественную, религиозно-воспитательную, духовно-нравственную ценность. Они представляют интерес и для исследователей психологии христианского сознания, поскольку во многих из них присутствует разработка характерной психологической мотивации, сопровождающей драматическую борьбу сил добра и зла в человеческой дуШе. Данное обстоятельство способствовало тому, что крупные русские писатели-психологи, такие как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин и др., обращались к ним в своем творчестве. В живописи патериковая тематика нашла своеобразное отражение в работах ряда европейских художников, от Иеронимуса Босха до Сальвадора Дали.

Лит.: Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. - СПб., 1902; Викторова М. А Составители Киево-Печерского патерика и потнейшая его судьба. - М., 1863; Еремин И. П. Патерики // История русской литературы. Т.1. - М.-Л., 1947; Патерик Киевского Печерского монастыря. - СПб., 1911; Федер В. Р. Сведения о славянских переводных патериках // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Ч. 1. - М. 1976.

В начало словаря