Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПЕЧЕРИН, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

ПЕЧЕРИН, Владимир Сергеевич (1807-1885)

русский религиозный мыслитель, писатель, поэт. Получил домашнее образование. Испытал влияние личности и воззрений своего гувернера В. Кессмана, руссоиста, причудливо сочетавшего в своих воззрениях вольнодумство с христианством. Изучал классическую филологию на историко- филологическом факультете Петербургского университета. Увлекался разбором греческих текстов «Номоканона», содержащего основы византийского канонического права. После окончания университетского курса некоторое время преподавал в гимназии и университете, был участником одного из петербургских поэтических кружков, писал стихи, публиковал стихотворные переводы и статьи, но вскоре был направлен в Берлин для подготовки к профессорскому званию. Вернувшись, стал преподавать греческую словесность в Московском университете. Однако спустя год, в 1836 г. он вновь уезжает в Берлин и уже больше не возвращается в Россию.

Печерин - знаковая фигура в русской культуре, литературе, философской, эстетической, этической, психологической мысли. Современники, а затем и исследователи отмечали присущую Печерину склонность к физическому и духовному скитальчеству. Отнюдь не случайным является созвучность его фамилии с фамилией лермонтовского протагониста из «Героя нашего времени». Чаадаев и Чацкий, Печерин и Печорин, эти реальные и вымышленные лица были частью русской культуры, чьим духовным исканиям было тесда в пределах жестких структур отечественного византизма. Не исключено, что именно личность Печерина в значительной степени способствовала формированию психологемы «русского скитальца» у Ф. М. Достоевского, ставшей сердцевиной образов Верховенского, Ставрогина, Версилова. Н. П. Анциферов, развивая эту же тему русского скитальчества, назвал Печерина «Агасфером русской интеллигенции» (См.: Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - Пб. 1922).

Движимый неукротимой духовной жаждой и не имеющий возможности утолить ее на родине, в лоне православия, Печерин начинает в Европе искать людей, вместе с которыми он мог бы, подобно первым христианам, самоотверженно служить Христу и человечеству. В это период он погружается в чтение Библии, знакомится с книгой Ж. Мишле «Мемуары Лютера» (1837).

Далее с Печериным произошло нечто совершенно неожиданное как для него самого, так и для людей, знавших его. Будучи человеком чрезвычайной впечатлительности, постоянно находясь под влиянием то читаемой книги, то новейшей философской системы, он в 1840 г. случайно оказался на проповеди католического аббата-редемпториста, члена ордена Св. Искупления. Под ее влиянием он отказывается от православия и обращается в католичество.

Глубинным движущим мотивом этого поступка было убеждение Печерина в том, что «каждому человеку должна быть предоставлена полная воля верить во что ему угодно, а государство должно полностью отказаться от всякого вмешательства вдела совести». Отсюда его резкая неприязнь к деятельности своих соотечественников - правительственных чиновников и церковных иерархов, а также глубокая уверенность в том, что своей эмиграцией он «исполнил священный долг самосохранения» и что «оставаться в России было бы равносильно самоубийству». В одном из «припадков байронизма», к которым он, по его собственному признанию, был склонен, Печорин написал «безумные строки»:

Как сладостно отчизну ненавидеть И жадно ждать ее уничтоженья,

И в разрушении отчизны видеть Всемирного денницу возрожденья!

Реакцией Николая I было приказание вызвать Печерина в Россию и судить его. Среди предъявленных обвинений был пункт о вине «за вступление в католическую веру». После отказа Печерина подчиниться Сенат вынес вердикт о лишении его всех прав, состояния и официальном изгнании из России.

Неприятие Печериным тех социальных и духовных форм, в которые облекался русский имперский византизм, привело его к тому, что всю силу своего отрицания он обратил на столицу империи, представлявшейся ему средоточием зла. В своей поэме «Торжество смерти» он обрушился с теми же байроническо-демоническими проклятиями на весь период императорской, петербургской России и особенно на ее столицу.

Философско-культурологические, худо- жественно-эстетичекие воззрения Печерина основы вались на его религиозных воззрениях. Для него была неприемлема позиция славянофилов, сотворивших из русского народа идола и поклонявшихся ему. Будучи западником по характеру своих мировоззренческих ориентаций, он пребывал в состоянии постоянного духовного поиска. Но глубокая противоречивость его личности проявилась в конечном счете в том, что в своем духовном странничестве, в перманентном искании высшего идеала он обрёл пристанище в традиционнейшем их христианских институтов - католическом монашестве.

В октябре 1840 года Печерин принял монашеский постриг и поселился в Бельгии, в редемптористском монастыре Сен-Трон. Затем поступил в семинарию и, спустя три года, стал священником и профессором церковного красноречия. В дальнейшем ему пришлось быть миссионером в Южной Англии и капелланом при одной из больниц Дублина. При этом он не оставлял занятий поэзией и наукой, утверждая, что они прекрасно сочетаются с служением страждущим, с делами христианской любви. В одном из своих стихотворений он писал:

За небесные мечтанья Я земную жизнь отдал,

И тяжелый крест изгнанья Добровольно я подъял;

Под венком моим терновым,

В поте бледного лица Подвиг трудный и суровый Совершу я до конца.

Соч.: Замогильные записки //Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: Мемуары современников - М., 1989;

Лит.: Вагин Е. «Страх России» (Судьба Печерина)//Антология Гнозиса. Т. 1. - СПб., 1994; Гершензон М. О. Жизнь В. С. Печерина. - М., 1910; Дмитриева Е. Е. Обращение в католичество в России в XIX в. // Мировое древо. Вып. 4. - М., 1996; Изюмов А. Ф. Духовное возвращение Печерина на родину по его неопубликованным письмам // Путь. 1935. № 47-48; Корнеев А. Печорин и Печерин // Альманах библиофила Вып. 22. 1987; Литературное наследство. Т. 55.-М., 1955; Мильдон В. И. Из ниоткуда в никуда /К метабиографии Печерина)//Лица. Биографический альманах. Вып.4. - М.-СПб., 1994; Пульхритулова Е. М. Литературное творчество Печерина и русский гражданский романтизм //Литературные направления и стили. - М., 1976; Сакупин П. Н. Русская литература и социализм. Ч. 1. - М. 1924; Щукин В. Г. Запад как пространство «романтического побега» (Замогильные записки Печерина) //Из истории русской культуры. Т. 5. - М., 1996.

В начало словаря