Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ПАНОФСКИ (PANOFSKY), ЭРВИН

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ПАНОФСКИ (PANOFSKY), ЭРВИН

ПАНОФСКИ (Panofsky), Эрвин (1892-1968)

немецко-американский искусствовед, историк культуры, эстетик. Поолучив философско-искусствоведческое образование в Берлинском и Оренбургском университетах, преподавал в Гамбурге. Защитил диссертацию «О художественной теории Альбрехта Дюрера» (1914). Не принял нацизма и эмигрировал в США.

Автор исследований: «Меланхолия Дюрера, исследование ее источников и исторической типологии» (1923), «Идея» - к истории понятия старой истории искусства» (1924), «Перспектива как «символическая форма» (1927), «Геркулес на распутье и другие изо-мотивы античности в искусстве последующих эпох» (1930), «К проблеме описания и содержательного толкования произведений изобразительного искусства» (1932), «Очерки иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения» (1939), «История искусства как гуманитарная (или «гуманистическая») дисциплина» (1940), «Альбрехт Дюрер» (1943), «Готическая архитектура и схоластика» (1951), «Ранненидерландская живопись, ее истоки и характер» (1953), «В защиту башни из слоновой кости» (1953), «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве» (1960) и др.

Философско-эстетические воззрения Панофски сформировались под определяющим влиянием идей Платона, Эразма Роттердамского, Канта, Кассирера, Мангейма. В своих исследованиях он применял собственную систему аналитических принципов. Ее суть заключалась в том, что органическая связь формы и содержания художественного произведения раскрывается с необходимой полнотой и аутентичностью в поступательном восхождении эстетической мысли по следующим ступеням: 1) история стиля, 2) история художественных типов, 3) история символов. Одновременно совершается переход от историко-искусствоведческого анализа к анализу иконологическому. В понимании Панофски иконология - это раздел искусствознания, где ведется исследование контекстуального пространства и подтекстуальных глубин конкретного художественного произведения. Без их учета невозможно адекватное понимание значительных произведений искусства.

Лит.: Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 1999.

В начало словаря