Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Онтологическая эстетика (греч. ontos - сущее, бытие + logos - слово, ученние)

1) система художественнообразных средств, направленных на изображение и осмысление связей человека с мирозданием, творения с Творцом;

2) аналитическое направление, в русле которого исследуются проблемы художественного освоения искусством онтологической реальности. Концепт онтологической эстетики шире термина онтологической поэтики, предложенного отечественными исследователями (см.: Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995; Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. - М., 1995). Он охватывает не только литературные тексты, но и обширное проблемное пространство всех, без исключения, видов искусства.

Онтологическая эстетика представляет собой частный случай, самостоятельный раздел философской, метафизической онтологии, раскрывающей природу бытия и существования, исследующей динамику их взаимодействия, оперирующей такими абстрактными категориями, как первоначало, первопричина, бытие, существование, сущность, субстанция, дух, материя, форма, вещь, свойство, отношение и т. д. В художественно-эстетической сфере онтологические универсалии конкретизируются, обретают особую содержательную наполненность и формальную направленность.

Онтологическая эстетика восходит к эстетической теологии, если в ней присутствует внимание художника к трансцендетному миру и высшему творящему первоначалу - Богу. Но она же может носить секулярный характер, если интерес художника ограничен только материально-физическим, природно-социальным миром и оставляет за пределами своего внимания метафизическую, сверхчувственную реальность. В первом случае онтологическая эстетика сим- волична, а во втором - натуралистична. Критерий, в соответствии с которым произведение искусства оказывается принадлежащим к тому или другому ряду, содержится в исходных мировоззренческих установках самого художника. Так, создавая пейзаж, т. е. изображая некий локальный фрагмент объективного природного мира, художник может путем воссоздания, переноса на холст множества реалистических подробностей остаться пленником натурализма. Кажущееся жизнеподобие не будет рождать у зрителя ощущение того, что в мире, заключенном в раму, есть еще нечто, что является сверхприродным, что довлеет над любым естеством и что породило это пёстрое разнообразие земных форм. Образцами такой натуралистической онтологии служат многие пейзажные полотна русских художников советской эпохи. И напротив, символическая онтология искусства, в какой бы форме, живописной или литературной, она не обнаруживалась, - это всегда свидетельство художника о том, что зримые природно-пейзажные формы являются символами, свидетельствующими о существовании высших сил, сотворивших 1 этот мир.

Художественная онтология неразрывно связана с авторской аксиологией. Творческое «я» художника обладает властью демиурга и вольно поступать с предметным миром, помещенным в эстетическое пространство собственного воображения и создаваемого произведения, с большой степенью свободы. «Поэтому для художественного предмета не обязательны законы эмпирического мира - например, соблюдение реальных пропорций и масштабов; он может обладать "скользящими" размерами. Каждый предмет художественного произведения заряжен неким общим зарядом, что рождает между ними особое напряжение, возникают силы, которые стягивают меж собою все предметы. Создается вещное поле произведения. Оно выталкивает из себя "не свой" предмет и тесно сплачивает свои предметы... Так, и классицизму, и сентиментализму равно неинтересна вещь сама по себе; она нужна лишь для чего-то другого, и интенция автора спешит от нее куда-то ввысь, в другую сферу, изначально полагаемую важнейшей, и все это парализует конкретно-предметную самостоятельность вещи. А для натуральной школы, напротив, важен и любопытен именно предмет как самоценный красочно-фактурный феномен изображаемого мира» (Чудаков А. П. Предметный мир // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 797). Таким образом авторская позиция, исходная эстетическая программа вносит свои коррективы в онтологические структуры художественных миров и даже более того - делает их полностью зависимыми от творческого «я» художника-демиурга.

Лит.: Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. - М., 1995; Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - М., 1977; Чудаков А. П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. - М., 1992; Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. - М., 1995; Шпет Г. Эстетические фрагменты. - Пг., 1922.

В начало словаря