Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Образ художественный - полиморфная эстетическая структура, несущая в своем содержании богатый духовнопрактический опыт личностного и универсального характера и являющаяся неотъемлемой принадлежностью произведения искусства. Художественные образы позволяют писателю, поэту, драматургу выявлять в стихии общественной жизни значимые, существенные коллизии, фиксировать их нормативно-ценностные структуры и тем самым открывают дополнительные возможности для их осмысления и понимания. В пределах отдельного художественного образа социокультурная информация как бы сгущается, концентрируется, обретает вид своеобразного ценностно-смыслового «микрокосма» с характерной структурой и внутренней динамикой, обусловленной логикой развития помещенных в центр его содержания практически-духов- ных противоречий. Когда творцу такого «микрокосма» удается достаточно основательно воссоздать эту логику при помощи соответствующих художественно-эстетических средств, образ неизменно обнаруживает свою нормативно-ценностную ориентированность уже не только на сущее, но и на должное и тем самым выказывает свою причастность к процессу утверждения соответствующих религиозных, духовных, социально-нравственных идеалов.

Если это образ с ярко выраженной социокультурной значимостью (например, неординарный протагонист масштаба Гамлета, Дон Кихота или князя Мышкина), то в его нормативно-ценностной структуре обнаруживаются несколько содержательных уровней:

1) универсальные нравственные идеалы и этические принципы, в которых представлены всеобщие интересы человеческого рода;

2) конкретно-исторические нормативы тех общностей, к которым принадлежит художник и которые прямо или исподволь воздействуют на его творчество;

3) особенности творческого сознания художника, обнаруживающиеся в его способности привлечь разнообразные изобразительные средства для воссоздания и осмысления тех коллизий, эпицентром которых выступает его герой;

4) сюжетно-содержательная ткань произведения с теми противоречиями, в средоточии которых существуют персонажи. Данные уровни пребывают не изолированно друг от друга, а в неразрывном, взаимопроникающем единении, составляя особое, нормативно-ценностное целое.

Отдельный художественный образ, взятый в информативном аспекте, дает сведения о различных сторонах конкретного фрагмента социокультурной реальности. Мастерски выполненный художественный образ представляет собой нечто гораздо большее, чем просто эстетический феномен. В пределах его содержания человеческая мысль может двигаться бесконечно долго, как в лабиринте, открывая в его извивах все новые метафизические и нравственные смыслы. Семантически неисчерпаемы.об- разы Софокла, Данте, Шекспира, Достоевского, Кафки. Метафизическое, религиозное, духовно-нравственное содержание, наполняющее их, не вмещается в литературные формы и дает богатый материал для философских размышлений о природе добра и зла.

Вся история искусства, и в первую очередь история литературы, - это в известном смысле процесс художественно-эстетического осмысления важнейших противоречий человеческого существования. Но сколь близко искусство не придвинулось бы к постижению их смыслов, сколь мастерски человеческий гений не научился бы художественно-образному воссозданию коллизии человеческого существования, действительность в ее безостановочном движении будет вновь и вновь ускользать от понимания, заставляя новые поколения художников, писателей, драматургов, поэтов максимально напрягать свои творческие силы во имя постижения ее противоречий.

Лит.: Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М. 1989; Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л., 1979; Нусинов И. М. Вековые образы. - М., 1937; Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1977; Чудаков А. П. Слово - вещь - мир. - М., 1992; Шпенглер О. Закат Европы. Т: 1-2. - М., 1998; Якушева Г. В. Фауст и Мефистофель вчера и сегодня. - М. 1998; Watt J. Myths of modern individualism: Eaust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Crusoe. - Cambridge, 1996.

В начало словаря