Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

ОДОЕВСКИЙ, Владимир Федорович (1804-1869)

русский мыслитель, писатель, автор трудов по литературной критике и музыкальной эстетике. Принадлежал к одной из ветвей княжеского рода Рюриковичей. Обучался в благородном пансионе при Московском университете. Обнаружившийся яркий литературно-общественный темперамент способствовал тому, что Одоевский активно участвовал в работе ряда поэтических объединений. В юношеские годы был членом литературно-эстетического кружка С. Е Раи- ча. Вместе с поэтом Д. В. Веневитиновым организовал московское «Общество любомудрия». Издавал вместе с другими любомудрами журнал «Московский Вестник». Позднее вместе с Пушкиным участвовал в издании «Современника». Испытал влияние философии Ф. Шеллинга. Собственные философско-эстетические воззрения Одоевского имели отчетливо выраженную романтическую направленность. Печать романтизма лежит на его работе «Опыт теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке» (1825), а также на его новеллах и повестях «Сильфида», «Саламандра», «Косморама» и др. Имел множество творческих, издательских проектов, часть которых осталась в рукописном виде. Одним из таких проектов было издание «Философского словаря».

В 30-летнем возрасте в воззрениях Одоевского стали происходить изменения, выразившиеся в том, что он обратился к текстам отцов церкви, христианских мыслителей-мистиков, в том числе к наследию Симеона Нового Богослова и Григория Синаита.

Своеобразие философско-эстетических воззрений Одоевского состояло в том, что он рассматривал философское знание в предельно широком аспекте, как единство трех направлений духовной деятельности человека - научной, религиозной и художественной. Смысл истории цивилизации заключается в том, чтобы дать возможность всем этим духовным формам развернуться во всей полноте их потенциалов. А это означает желаемую полноту самореализации человека и его ведущих духовных устремленностей - верующей, познающей и художественно-эстетической.

Для Одоевского как христианского мыслителя философия человека неотрывна от учения о последствиях первородного греха, т. е. о поврежденности человеческой природы. Он утверждал, что в ветхозаветные времена произошло падение не только человека, но и той естественной среды, природы, которая его окружает и из которой он черпает средства для жизни. Однако у человека есть средства высвобождения из этого состояния. Важнейшие среди них - это любовь и эстетическая деятельность, прокладывающие путь к восстановлению утраченной цельности. «В эстетическом развитии человека символически и пророчески преобразуется будущая жизнь».

Из всех форм художественности первое место принадлежит музыкальному искусству. Музыка с наибольшим успехом способна пробуждать дремлющие силы души, двигать ее нравственной жизнью. Это в значительной степени относится к церковной музыке и, в частности, к литургическому пению, исследованию которого Одоевский уделял особое внимание. Его перу принадлежат работы «Опыт музыкальной ереси» (1856), «К вопросу о древнерусском песнопении» (1864) и опубликованные в 1871 г. «Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения», «Различие между ладами... и гласами...» Для него были несомненны эстетические достоинства русской духовной музыки. В древнем унисонном пении с присущей ему строгостью диатоники и ясностью ритма он видел демонстрацию идеальной природы музыки. Если музыка будущего пожелает воссоздавать все те же оттенки, что присутствуют в дрожании света, она должна будет опираться на древнерусские гла- сы. Это позволит ей расширить пределы «скудной» мажорно-минорной ладовой системы. Поэтому Одоевскому представлялось целесообразным введение в лексику современного музыкознания старинных терминов «глас», «знаменные ноты», «нетактовый ритм», «осьмогласие», «погласица» и др. На протяжении 20 лет он собирал материалы по русскому народному пению (см.: «Письмо князя Одоевского к издателю об исконной великорусской музыке» // Калики перехожие. Сб. стихов и исследований П. Бессонова. Т. 2, вып. 5. - М., 1863).

В 1865 г. Одоевский выступил основателем Общества древнерусского искусства, видя его основную задачу в том, чтобы восстанавливать на старинной национальнорелигиозной основе синтез архитектуры, иконописи и церковной музыки. По инициативе Одоевского в Московской консерватории была создана кафедра церковного пения.

♦ Соч.: Русские ночи. - Л., 1975; Русские эстетические трактаты первой трети XIX в. - М. 1974; Сочинения. В 2 т. - М., 1981; Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В. Ф. Одоевского, 1859-1869 //Литературное наследство. Т. 22-24. - М., 1935.

Лит. : Каменский 3. А. Московский кружок любомудров. - М., 1980; Котляревский Н. А. Старинные портреты. - СПб., 1907; Манн Ю. В. Русская философская эстетика. - М., 1969; Назиров Р. Г. Одоевский и Достоевский. // Русская литература. 1974. №3; Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма. Князь В. Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель. Т. 1., ч. 1-2. - М., 1913; Соловьев Н. Князь Одоевский и его заслуги в области церковного пения. - Одесса, 1903; Ступень А М. В. Ф. Одоевский. - Л., 1985; Янчук Н. А. Князь Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. - М., 1906.

В начало словаря