Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
НАТЮРМОРТ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

НАТЮРМОРТ

Натюрморт (от франц. nature morte» - букв, «мёртвая природа»)

жанр в изобразительном искусстве (иногда встречающийся в поэзии), где предметами изображения служат разнообразные вещи из повседневного обихода, художественного или научного творчества, цветы, фрукты, охотничьи трофеи, дичь, рыба и т. д.

Вещь, как центральный предмет в пространстве натюрморта, - это, как правило, реалия, на которой отчетливо проступают знаки культурных воздействий человека. Даже если это фрукты, цветы и другие предметы естественного происхождения, они свидетельствуют не только о самих себе, но и о людях, их интересах, пристрастиях, симпатиях, вкусах. Вещь - это знак, наделенный значением. Художник, помещая ее в живописное пространство натюрморта, стремится выдвинуть на передний план одни значения и затушевать, спрятать в тень другие. Пространство, в котором они пребывают, имеет ценностное, смысловое и нормативное измерения. В фокусе этих содержательных векторов, в точке пересечения разнонаправленных координат вещь становится средоточием множества значений, которые можно вычитывать, расшифровывать, разгадывать, превратив сам процесс подобного углубления в увлекательную познавательную и герменевтическую задачу. Бокал, перчатка, книга - это не только знаки того мира, внутри которых живёт создатель натюрморта, не только свидетельства его жизненных, ценностных, эстетических пристрастий, но и символы масштабного социокультурного мира, в котором жили, живут и еще долго будут существовать многие поколения.

Вещный мир натюрморта активен. От него исходит эманация культуротворческой энергии. Он притягивает к себе человека, принимает в себя, в средоточие своего текста его взгляд и начинает с ним бессловесный диалог, в котором обе стороны одновременно и отдают и получают. Текст натюрморта, как и любой текст, имеет множество содержательных уровней. Его можно воспринимать в самых разных семантических и аксиологических ракурсах. Несмотря на кажущуюся ограниченность того пространства, внутри которого пребывают изображенные вещи, и небольшого числа самих вещей, натюрморт фактически неисчерпаем в своих значениях. Они (значения) будут изменяться н е только благодаря духовной активности воспринимающих их субъектов, но также из-за того, что будут меняться окружающий их социокультурный контекст ориентации культурных субъектов. Как отмечал крупный современный знаток античной культуры, образ изображенной веши способен трансформироваться в сознании людей (в том числе художников и зрителей) потрем направлениям - социальному,духовному и социологическому. В социальном аспекте образ вещи будет носителем изменяющейся информации о структурах общественной жизни. В духовном аспекте он будет воссоздавать и сберегать атмосферу душевных переживаний, связанных с данной вещью и с отношением субъектов к ней. И в социологическом смысле образ вещи можно сравнить с зондом, погруженным в общественное подсознание, «в те глубины повседневного бытищтде раскрывается непосредственно человеческая текстура исторических процессов» (Кнабе К. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. 1985, № 3. - С. 743).

Жанр натюрморта иногда привлекает и литераторов. Если поэту свойственно ярко выраженное визуальное мышление, то результатом его созерцаний может быть натюрморт, выполненный не красками, а при помощи поэтических строк такого, например, рода:

Лимона кожура витая,

Как серпантин на серебре.

Над ней струится, оседая,

Пыльца в латунном фонаре.

Как будто бабочка-колдунья,

Качаясь, в струях замерла И развернула над латунью Свой хрупкий веер - два крыла.

В тени старинная страница Хранит засохший стеарин,

Пыль невесомая струится,

И вьется желтый серпантин.

(Смирнов А. Натюрморт // Он же.

Спросит вечер. - М., 1987. - С. 104-105).

В картинах такого рода вербальное и визуальное мышление сочетают свои изобразительные ресурсы и в результате возникают яркие поэтические миниатюры, в которых словесная выразительность способна соперничать с выразительностью живописной.

Мир натюрморта - это всегда не хаос, а маленький космос, где между вещами существуют очевидные или незримые связи и зависимости. И в этом отношении - натюрморт - малое подобие Вселенной, где роль художника, устанавливающего зависимости между вещами, играет Бог. «Вещи тяготеют друг к другу только до тех пор, пока они сообща тяготеют к Богу; это ключ свода: как только он выпадает, все рассыпается, и мира - как целого - не существует; каждая вещь довлеет самой себе» (Бицилли П. М. Элементы средневековой кудътущл. - СЛЛб., \995. - С. 54). Анало- ГГГЧПЪПА обфхнпл. дело обстоит и с натюрмортом, где уже художник наделен полномочиями Бога, безраздельно господствующего в создаваемом им художественном микромире.

Лит.: Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь, - М., 1974; Смирнов А. Е Натюрморт //Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М. 2001;

В начало словаря