Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
МИРАКЛЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

МИРАКЛЬ

К мистерии относится такая разновидность соедневекового театрального представления, как миракль (фр. miracle- чудо). Оно имело религиозно-моралистическую направленность и, как правило, стихотворную форму. В центре миракля история грешника, на совести которого тяжкое преступление против Бога и людей, но который искренне покаялся и в итоге обрел чудесное спасение. В XIM-XIV вв. миракли получили широкое распространение в большинстве европейских стран. Разыгрываемые актерами-любителями на городских площадях, они привлекали массы зрителей.

В эпоху модерна жанр миракля привлек М. Метерлинка, который в своих пьесах «Сестра Беатриса», «Чудо св. Антония» попытался воссоздать его мистическую атмосферу.

В русском искусстве начала XX в. жанр мистерии причудливо трансформировался в творческих замыслах А. Н. Скрябина, мечтавшего осуществить постановку всемирной музыкальной мистерии с участием огромных масс людей. Идею мистерии использовали А. Белый («Пришедшие», 1903), В. Маяковский («Мистерия-буфф», 1918), а также В. Э. Мейерхольд в период его работы в Театре революции. Н. Ню Ев- реинов ставил «Поклонение волхвов», где, помимо непосредственных участников постановки, была задействована инсценированная «средневековая толпа». Окружающая актеров, она должна была способствовать созданию «атмосферы» того времени и помогать зрителю ее почувствовать и взглянуть на сцену глазами людей, живших много столетий тому назад.

Традиция мистериальных представлений нашли своеобразное воплощение в творчестве немецко-австрийского театрального режиссера Макса Рейнгардта (1873-1943). В его спектакле «Чудо» по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса» посреди гигантского театрального зала был возведен готический собор. Наряду с 250 музыкантами в спектакле участвовали 2000 актеров и статистов, звучал звон настоящих церковных колоколов, сиял свет 60 прожекторов. В поставленном им в 1920 г. в г. Зальцбурге спектакле- моралитэ «Каждый человек» участвовало большое число горожан, были задействованы орган и колокола кафедрального собора. Воздействие спектакля на зрителей было столь значительным, что породило неожиданный эффект - Зальцбургский фестиваль, ставший в XX в. традиционным для художественной жизни Европы. Сакральная драма в новое время На основе сакральных драм в XVI-XVII вв. сложился европейский театр нового времени. Это произошло естественным образом благодаря тому, что в распространившихся в это время иезуитских коллегиумах существовали школьные театры, где регулярно ставились религиозные драмы. То обстоятельство, что крупнейшие европейские драматурги П. Корнель и Ж. Б. Мольер оказались выпускниками этих коллегиумов, позволяет проследить непосредственную связь между религиозной драмой и созданными для светского королевского театра их трагедиями и комедиями.

Жанр сакральной драмы не исчез с развитием светского театра. На протяжении нового и новейшего времени многие крупные драматурги Запада обращались к нему. Так возникли мистерия П. Кальдерона «Жизнь есть сон» и его же аллегорическая драма «Великий театр мира». Интерес к религиозно-мистическому театру не угас даже в эпоху модерна. На рубеже XIX-XX вв. шведский драматург А. Ю. Стриндберг создает пьесу «Путь в Дамаск» (1904). Выходят «Миракль» (1911) К. Г. Вольмюллера, «Магия» (1913) К. Г. Честертона, «Убийство в соборе» (1935) Т. С. Элиота.

Лит.: Андреев М. Л. Средневековая европейская драма: происхождение и стеновление (Х-ХIII вв.). - М., 1989: Аникст А. А. История учений о драме. Т. 1-5. -М., 1967-1988; Бентли Э. Жизнь драмы. - М., 1978; Вруксон Я. Театр Мейерхольда - Л.-М., 1925; Волькенштейн В. М. Драматургия. - М. 1969; Всеволодский-Гернгросс В, Н. Русская устная народная драма. - М., 1959; Емельянова Т. В. Жанр средневековой мистерии //Страницы. - М., 1997. №2,4; Старк Э. Старинный театр. - Пб., 1922; Woolf R. The Englioh Mystery Plays. - L, 1972.

В начало словаря