Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
МАРИОЛОГИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

МАРИОЛОГИЯ

Художественно-эстетическая мариология - совокупность художественно-эстетических свидетельств, указывающих на исключительное место Марии в истории мира и его спасении, на Ее особую благодатную миссию, связанную с Богоматеринством и исполнением Божьего Промысла, позволившим Ей, сохранив девственность, зачать Мессию. На Эфесском соборе 431 г. был утвержден вероучительный догмат о Божественном Материнстве Девы Марии, о соединении во Христе двух природ, божественной и человеческой, происшедшем в лоне Марии в момент зачатия. Вера христиан в божественность Иисуса предполагает именование Марии Богородицей. Вместе с тем, Она является Материю Иисуса только лишь по Его человеческой природе.

От Иустина Философа (ок. 100-165) берет свое начало традиция противопоставлять смирение Девы Марии, покорной Божьей воле, непослушанию Евы. В этом тихом, исполненном благодарности смирении заключается необыкновенное обаяние личности Марии, привлекавшей к себе внимание поэтов и художников на протяжении всех последующих столетий. История христианского искусства служит наглядным свидетельством не только культового почитания Богоматери, но и доказательством особой нравственной привлекательности Ее образа, в котором соединились представления христиан об единстве красоты внешней и внутренней.

Образ Богоматери по-разному интерпретировался в различных художественно-эстетических системах христианского мира - византийском, древнерусском, готическом и др. «Для византийца Мария - во-первых, идеальная монахиня, диаконисса, посвященная Богу девственница; во-вторых, аристократка из царского Давидова рода и Царица Небесная (Оранта на мозаиках киевской Софии и венецианского Сан-Марко будет носить пурпуровые сапожки). Но монашеское и царственное сливаются в одном пункте - это идеал выдержки, сдержанности, самообладания. Вокруг нее - аристократическое молчание. На Руси Богородица есть прежде всего олицетворение теплой материнской жалости; для готики важнее человечный лиризм девичества, материнства и страдания как предмет рыцарского энтузиазма, проникновенной чувствительности. Византийские наледники бен-Сиры и здесь поставили на первое место дисциплину вышколенного духа, умение вести себя «по чину» - мудрость в специфически восточном смысле упорядоченности, «мерности»... «благообразия»... Еще раз: «Управь сердце твое, и будь тверд». Богоматерь северной готики, забывающая себя в плаче над телом Христа, здесь метафизически невозможна» (Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977. - С. 274. Примечание).

В художественно-эстетической мариологии одно из самых важных мест занимает тема благовещения, связанная с возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии, что Она станет Матерью Спасителя. С этого ключевого евангельского события начинается Боговоплощение. Для художников, обращавшихся к этой теме, в центре изображения оказывались Мария, Гавриил и голубь как зримое воплощение Св. Духа. Уже в настенных росписях римских катакомб встречались сцены благовещения. К концу первого тысячелетия христианской эры сложился иконографический канон, предписывающий при изображении происходящего в доме Девы Марии ее располагать справа, а Гавриила слева. Утверждается и перечень символических атрибутов. Для Марии это книга Священного Писания, содержащая пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве примети родит Сына...»(Ис. 7,14). Рядом с ней могут быть также прялка и пряжа, а также цветок лилии в прозрачном сосуде, символизирующий девственную чистоту. Архангел Гавриил часто изображался со скипетром и оливковой ветвью как символом мира. От голубя могли исходить лучи света, падающие либо на чело, либо на грудь Марии и тем самым указывающие на таинство Боговоплощения. Золотистый фон символизировал сакральное пространство, внутри которого происходило событие. Нидерландские художники XV в. иногда помещали латинские надписи из евангельского диалога Гавриила и Марии. Рядом с фигурой архангела слова «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою», а возле изображения Девы Марии «Се, раба Господня». Мастерские живописные воплощения сцены Благовещения оставили крупнейшие художники итальянского Возрождения - фра Беато Анджелико, С. Ботичелли, П. Веронезе и др.

Мастера позднего средневековья и раннего Возрождения часто обращались к сюжету «Введение Богородицы во храм», взятому из апокрифической литературы. «Протоевангелие Иакова» (II в.) рассказывает о том, как родители Девы Марии Иоаким и Анна, благодарные Богу за рождение дочери, дали обет привести ее в Иерусалимский храм, чтобы бы она там воспитывалась и служила. По достижению Марией трехлетнего возраста родители привели ее, и Она была принята Первосвященником. Эта сцена изображена на известной фреске Джотто (Падуя, Капелла), на картине Тициана «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Этот сюжет давал художнику возможность поместить Деву Марию в самое средоточие великолепного архитектурного храмового ансамбля. В результате композиция превращалась в подобие ювелирного изделия необычайной красоты - драгоценного камня в прекрасно выполненной оправе.

В древнерусских храмовых росписях, которые можно отнести к образцам живописной мариологии, на одном из первых мест стоят фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные Дионисием и его учениками. Сложная, синтетическая композиция мариологичес- кой сюиты включает четыре самостоятельные сцены - Анна в преддверии рождения дочери, купание новорожденной Марии, Мария в колыбели и Мария в окружении своих родителей. Другая композиция складывается из сцен поклонения женщин Анне, родившей Марию, и поклонения всех, в том числе и родителей, новорожденной.

Лит.: Булгаков С. Н. Мариология в Четвертом Евангелии //Вестник РСХД, 1971. № 101-102: Власов В. Г. Мадонна //Он же. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 4,- СПб. ,2001; Кисин Б. Богородица в русской литературе. - М., 1929; Константинова А. А. Мадонны Леонардо да Винчи. - СПб., 1908; Поселянин Е. (ред.). Богоматерь. Полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвящение ве имени чудотворных икон. Кн. 1-4. - СПб., 1909; Скабалланович М. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. - Киев, 1916; Снессорева С. Земная жизнь Пресятыя Богородицы и описание св. чудотворных Ея икон, чтимых православной церковью на основании Священного Писания и церковных преданий. - СПб., 1891.

В начало словаря