Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
МЕРЕЖКОВСКИЙ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

МЕРЕЖКОВСКИЙ, ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

МЕРЕЖКОВСКИЙ, Дмитрий Сергеевич (1865-1941)

русский религиозный философ, писатель, поэт, литературовед. Родился в семье петербургского чиновника. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его воззрения эволюционировали от увлечений идеями народничества, материализма, позитивизма к христианской, неправославной, невоцерковленной религиозности в форме богоискательства. В 1901 г. он вместе с женой 3. Н. Гиппиус положил начало новому дискуссионному клубу - петербургским «Религиозно-философским собраниям».

В 1914-1915 гг. в Москве вышло в свет собрание сочинений Мережковского, включавшее 24 тома. Если Февральскую революцию Мережковский встретил с энтузиазмом, то к Октябрьской революции 1917 г. отнесся как к социально-политическому катаклизму, угрожающему устоям цивилизации и открывающему широкий простор для того, чтобы «Народ-Зверь» вручил власть Торжествующему Хаму. В большевизме он увидел олицетворение метафизического зла, которое оказалось в роли победителя. В 1920 г. Мережковский и Гиппиус эмигрировали из России вначале в Польшу, а затем во Францию и окончательно поселились в Париже.

Основные сочинения: «Стихотворения» (1888), «Символы. Песни и поэмы» (1892), «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893), «Гоголь и черт» (1906), «Лев Толстой и Достоевский» (1903), «Судьба Гоголя. Творчество, жизнь и религия» (1903), «Христос и Антихрист» (1906), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч. К будущей критике христианства» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910), «Две тайны русской поэзии» (1915), «Зачем воскрес? (Религиозная личность и общественность)» (1916), «Тайна трех. Египет и Вавилон» (1925), «Рождение Богов. Тутанхамон на Крите» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада. Атлантида и Европа» (1930), «Иисус неизвестный» (1932), «Иисус грядущий» (1934), «Павел - Августин» (1936), «Франциск Ассизский» (1938), «Жанна д'Арк» (1938), «Данте» (1939) и др. Посмертно вышли в свет биографические работы «Испанские мистики. Св. Тереза Иисуса», «Св. Иоанн Креста», «Реформаторы. Лютер, Кальвин, Паскаль».

Мережковского как писателя-мыслителя в наибольшей степени интересовали переходные, переломные эпохи в истории культуры - века утверждения христианства, Ренессанс, петровская эпоха. Остро чувствовавший драматизм того исторического излома в судьбе российской цивилизации, в условиях которого ему довелось жить, он надеялся в своих опытах художественно-историософского анализа сходных исторических ситуаций отыскать ответы на современные вопросы. Его разносторонние таланты поэта, беллетриста, критика, эстетствующего моралиста, культуролога, философа, богослова позволили создавать произведения, напоминающие «Опыты» Монтеня, но более масштабные и с большей проблемной заостренностью.

Одна из сквозных тем литературного, критико-эстетического и религиозно-философского творчества Мережковского - соотношение, взаимодействие двух культурных начал, античного и христианского. В его первом историческом романе «Смерть богов. (Юлиан Отступник)» (1895) об императоре, пытавшемся восстановить в Римской империи язычество в его полном объеме, доминирует мысль о чрезвычайной остроте противоречий, возникающих при столкновениях языческих и христианских умонастроений, этих двух «враждующих мудростей». У каждой из культур есть свои светлые и сумрачные стороны, каждая не только преподносит человеку свои щедрые дары, но и что-то отнимает у него. Христианство при всей его возвышенной одухотворенности открывает врата для фанатического аскетизма, удаляет от возможности обретения эстетической гармонии духовности и телесности. И все же с его приходом в мир реставрация язычества стала невозможна. Критика увидела в романе «очень сильную и талантливую проповедь веротерпимости и пантеизма на гностический лад» (А. В. Амфитеатров).

В романе «Воскресшие боги. (Леонардо да Винчи)» (1901) антитеза духа и плоти переносится в эпоху итальянского Возрождения. Олицетворениями ее полюсов выступают Дж. Савонарола и блестящий нео-язычник Лоренцо Медичи Великолепный. Образ ученика Леонардо, художника Бельтраффио несет в себе автопортретные, исповедальные черты самого Мережковского. Это одухотворенная личность, движимая богоискательскими устремлениями, остро воспринимающая возродившуюся антитезу христианского и неоязыческого миров, сознающая неполноту каждой из культур и тщетно пытающаяся найти средства их примирения в своей душе. Элементы автопортретности присутствуют и в образе главного героя романа - Леонардо да Винчи. Это уже другая ипостась личности Мережковского, чей художественный дар позволяет ему возвыситься над любыми антитезами, чей эстетический гений позволяет ему пребывать в сознании собственной самодостаточности.

Последний роман трилогии «Антихрист. Петр и Алексей» (1904-1905) позволил персонифицировать его ключевую религиозно-культурологическую антитезу в образах царя Петра I и его сына царевича Алексея. Первый предстает олицетворением жесткого, западнического патерналистского начала, второй - носителем национально-самобытных умонастроений. Созданное Петром государство - это всего лишь внешнее, химерическое соединение, ложный синтез этих двух культурных тенденций. Мережковский нелециприятно изображает православных священников, полагая, что на Русскую православную церковь отныне легла тяжкая вина за то, что она не нашла в себе духовных сил и не смогла противостоять темному демонизму светского государства. Все надежды автор возлагает на будущую Церковь Иоаннова Евангелия. О ней грезит богоискатель Тихон, выступающий в романе как авторское alter ego.

Религиозная проблематика чрезвычайно интересовала писателя. А. Н. Плещеев писал о 26-летнем Мережковском: «Он не может ни гулять, ни есть, ни пить без того, чтоб не разглагольствовать о бессмертии души и о разных других столь же выспренных предметах» ((В кн. «Письма русских писателей к А. С. Суворину. - Л., 1927. - С. 131).

Исследование «Лев Толстой и Достоевский» стало важным отправным пунктом в движении Мережковского от «удушающего мертвенного позитивизма» к развитию собственной символической эстетики религиозно-нравственной философии. В книге излюбленный мыслителем прием антитезы принял вид оппозиции двух бездн - толстовской бездны плотского начала и бездны духа, присутствующей в творчестве Достоевского. Обостренное до предела противоречие между двумя правдами открывало, однако, для христианского сознания отчетливую перспективу принятия идеи «духовной плоти». Перед христианской Россией открывался путь, альтернативный тому, по которому ее вело православие.

Богоискательские инициативы Мережковского оказались подчинены идее создания Новой Церкви, Третьего Завета и устремились на разработку принципов «нового религиозного сознания», альтернативного сознанию православному. В представлении Мережковского историческое развитие религиозности оказалось подчинено триадическому ритму «тезис - антитезис - синтез». Античное язычество преклонялось перед плотью. В христианстве отрицалось священство плоти и слишком настойчиво подчеркивалась важность духовного начала в человеке. Этого излишне пренебрежительного настроя в первоначальном, истинном христианстве не было. Мережковский утверждал, что христианские таинства невозможны без признания единства духа и тела. Когда Бог воплотился во Христе, то Слово стало плотью. Это единство присутствует в таинстве евхаристии. И оно проявляется в воскресении Христа, когда плоть обретает способность к вечному существованию. В будущем, в эпоху «нового религиозного сознания» и Третьего Завета произойдет реабилитация плотского начала, и оно встанет вровень с началом духовным. Возникнет религия Святого Духа, соединяющая религию Отца с религией Сына в новом единстве Христа грядущего.

Официальные представители православной церкви негативно отреагировали на факты обнародования Мережковским результатов его религиозно-богословский изысканий. Появился ряд публикация с резко отрицательными оценками его позиции. Среди противников оказались и некоторые русские религиозные мыслители, стоявшие на позициях православия. Мережковского обвиняли в том, что он пытается создать новую религию на основе чужого религиозного опыта. Однако другая категория представителей русской творческой интеллигенции, не имеющих прочной привязанности к ортодоксальным устоям официальной церковности, с воодушевлением отнеслась к духовным исканиям Мережковского. Так, В. Я. Брюсов утверждал, что автор книги о Толстом и Достоевском «дает самую убедительную проповедь христианства, какая когда-либо была написана на русском языке» (Весы. 1906, № 3/4).

Своеобразным продолжением богоискательских инициатив явилось создание маленького тайного религиозного кружка, членами которого, кроме Мережковского и Гиппиус, были А. В. Философов, Н. А Бердяев и А. В. Карташев. Некоторое время велись домашние богослужения, в которых его инициаторы виделся прообраз будущей «Новой Церкви».

Интерес Мережковского и Гиппиус к народным формам русского богоискательства заставил их в 1903 г. посетить озеро Светлояр в Нижегородской губернии, место сокрытия легендарного невидимого града Китежа.

В парижский период творческие интересы Мережковского сосредоточены вокруг проблемы культурологического осмысления протохристианских истоков идеи страдающего Бога. В романе «Мессия» он предпринял попытку художественно-эстетической реконструкции личности фараона Аменхотепа IV, делавшему решительный шаг навстречу монотеизму. Книга «Тайна Запада. Атлантида-Европа» была пронизана шпенглеровским эсхатологическим настроем и вскрывала глубинные культурноисторические основания кризиса, настигшего европейский мир.

Особое место в творчестве Мережковского заняла книга «Иисус Неизвестный», в которой он попытался воссоздать подлинный духовный облик Спасителя. Непонятый многими из современников и потомков, искаженный в исследованиях последнего столетия, этот образ реконструируется писателем-исследователем при помощи как собственной религиозной интуиции, так и при помощи скрупулезного анализа Священного Писания, исторических документов, свидетельств, апокрифов. Мережковским двигало стремление приблизиться к истинному Христу и помочь в этом современному читателю, которому трудно проникнуть сквозь многослойные социально-исторические напластования.

Соч.: Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. Т. 1-24. - М., 1914;

Лит.: Бахтин Н. Мережковский и история//Бахтиналогия. - СПб., 1995; Боцяновский В. Ф. Богоискатели. - СПб., 1911; Брюсов В. Мережковский как поэт// Д. С. Мережковский: pro et contra. - СПб., 2001; А. Волынский. Символы (песни и поэмы)//Д. С. Мережковский: pro et contra. - СПб., 2001; Гипиус-Мережковская 3. Н. Дмитрий Мережковский. - Париж, 1951; Закржевский А. Религия. Психологические параллели. - Киев, 1913; Ильин И. А. Мережковский - художник // Д С. Мережковский: pro et contra. - СПб., 2001; Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001; Розанов В. В. Трагическое остроумие //Д. С. Мережковский: pro et contra. - СПб., 2001; Розанов Н. П. О «новом религиозном сознании». (Мережковский и Бердяев). - М., 1908.

В начало словаря