Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
МЕЙЕР, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

МЕЙЕР, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

МЕЙЕР, Александр Александрович (1875-1939)

российский религиозный мыслитель, публицист. Учился в Новороссийском университете, на историко-филологическом факультете. За связь с революционными радикалами отбывал ссылку. С 1906 г. жил в Петербурге. Принимал активное участие в деятельности Религиозно-философского общества. После революции посещал собрания Вольной Философской Ассоциации («Вольфилы»), руководил религиознофилософским кружком «Воскресение» (вместе с Г. П. Федотовым). В конце 1930-х гг. был репрессирован и освободился из заключения в 1935 г.

Автор работ: «Религия и культура» (1909), «Заметки о смысле мистерии (Жертва)» (1933), «Революция (Об откровении)» (1934), «Gloria (О славе)» (1936), «Три истока. Мысли про себя» (1937).

Мейер рассматривал культуру как следствие религиозно-культового служения, а в этике видел результат углубленной психологии жертвенности во имя высших, абсолютных начал бытия. Через жертвенность человеку открывается возможность переживания катарсиса. Трагедия духовного очищения представляет собой мистерию, устремленную своим внутренним пафосом ввысь. Там, где нет подобной устремленности души, где люди перестают ощущать свою связь с Абсолютом, их существование превращается в низменную, кровавую войну всех против всех.

Важной формой связи человека с Богом является творчество. Через него личность соединяется как с сообществом людей, так и с мировым целым. Когда художником движет потребность в любовно-бескорыстном созерцании - это одна из важнейших внутренних, душевно-духовных предпосылок создания замечательных произведений искусства. Богоборческая дерзость, гордыня упоения собственной самодостаточностью губительны для высокой художественности. Столь же отрицательно воздействует на нее и вульгарный социологизм с его стремлением во что бы то ни стало подчинить индивидуальность корпоративному началу. Тот, кто надеется через культуру выйти на путь самоутверждения и обрести власть, получит в качестве «награды» одиночество. Оторвавшись от абсолютных первоценно- стей, этот «маленький бог» неизбежно провалится в ложь и небытие.

Соч.: Мысли про себя //Север. Петрозаводск, 1992, Ns 11-12; Новое религиозное сознание и творчество Н. А Бердяева // Вопросы философии. 1993, № 6; Петербургское религиозно-философское общество // Вопросы философии. 1992. Ns 7; Правда и неправда социализма //Звезда. - СПб., 1993. Ns3; Религиозный смысл мессианизма //Вопросы философии. 1992. Ns 7; Слово-символ // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 6, 1992; Философские сочинения. - Париж, 1982.

Лит.:Исупов К. Г. Слово как поступок (о философском учении А. А Мейера) //Вопросы философии. 1992, Ns 7; Лихачев Д С. Об Александре Александровиче Мейере //Вопросы философии. 1992. Ns 7.

В начало словаря