Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
МАНН (MANN), ТОМАС

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

МАНН (MANN), ТОМАС

МАНН (Mann), Томас (1875-1955)

немецкий писатель. Посещал занятия в Мюнхенском университете, но значительную часть времени отдавал самообразованию. Увлекался философией Шопенгауэра, в которой его привлекла «стихия эротики и мистицизма», и идеями Ницше как источником острых интеллектуально-эстетических переживаний. В 1901 г. вышел в свет первый роман Манна «Будденброки. Упадок одной семьи». В 1929 г. писатель был удостоен Нобелевской премии. В 1933 г. он эмигрировал из Германии, жил в Швейцарии, а затем в США. Перу Манна принадлежат философские романы «Волшебная гора» (1924), «Иосиф и его братья» (1933-1943), «Лотта в Веймаре» (1939), «Доктор Фаустус» (1947).

Центральное место в творчестве Манна занимает эпический роман-тетралогия «Иосиф и его братья», состоящий из четырех частей - «Былое Иакова» (1933), «Юный Иосиф» (1934), «Иосиф в Египте» (1936), «Иосиф-кормилец» (1943). По свидетельству самого писателя, замысел романа возник случайно. В тот момент, когда он перелистывал старую семейную Библию и раскрыл страницы книги Бытия, где говорится об Иосифе и его удивительной судьбе, у него мелькнула мысль: а не попробовать ли пересказать эту замечательную историю заново, уже современным языком. Писателя увлекла грандиозность увиденной им задачи: исследовать то типичное, вечно повторяющееся, вневременное, что всегда присутствует в жизни сменяющих друг друга поколений. А для этого необходимо использовать мирообъяснительный и изобразительный потенциалы мифа. «Ведь в типичном всегда есть очень много мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, - это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы. Можно смело сказать, что та пора, когда эпический художник начинает смотреть на вещи с точки зрения типичного и мифического, составляет важный рубеж в его жизни, этот шаг одухотворяет его творческое самосознание» (Манн Т Собр. соч. T9. - М., 1960. - С. 175). Для Манна миф как смысловая, ценностная и нормативная структура стал ключом в мир ветхозаветного предания, который он воспринимал как мир неведомый, первозданный, т. е. мифический. Углубляясь в материал, он все более убеждался в том, что через миф ему открывается возможность растворения в содержании истории Иосифа, возможность самозабвенного отождествления себя с ним. Этому слиянию личности художника с изображаемым предметом помогла совершенная писателем в 1930 г. поездка на Ближний Восток и посещение мест, где некогда жили библейские патриархи. В итоге Манну удалось искусно провести в своем романе цепь отождествлений - себя отождествить с Иосифом, а Иосифа с человечеством, усмотрев в своем герое «символический образ человечества». Так возник особый художественно-эстетический эффект: один из ветхозаветных эпизодов развернулся в художественном пространстве романа в «поэму о человечестве». Так писатель получил возможность убедиться в символической природе библейских образов и подтвердил своим творческим опытом их распахнутость во всемирно-историческую перспективу. В сущности все то, что он предпринял, не было чем-то исключительно новым. Множество христианских проповедников в своих проповедях движутся, как правило, тем же путем. Они берут отдельный библейский эпизод, а затем разворачивают перед прихожанами все богатство содержащихся в нем смыслов. И тогда обнаруживается всеохватность, универсальность библейских истин, их способность касаться всех и каждого. Всечеловеческое оказывается одновременно и глубоко личностным. Давнее предание начинает как бы разыгрываться здесь и сейчас, обнаруживая биение своего никогда не смолкающего пульса в конкретной судьбе каждого слышащего его человека. При этом оно обретает черты предельного правдоподобия, максимальной реалистичности. Манн вспоминал о характерной реплике машинистки, которая, перепечатав роман и возвращая писателю текст, сказала, что теперь она знает, как все было на самом деле. Таким образом обнаружилась не исчезающая связь времен, соединяющая Священное Предание с людьми, живущими в разные эпохи.

Соч.: Собр. соч. в 10 т. - М., 1960; Иосиф и его братья. Т. 1-2.-М., 1967.

Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И. Томас Манн. Очерк творчества. -Л., 1960; Апт С. Е. Томас Манн. -М. 1972; Апт С. Е. Над страницами Томаса Манна: Очерки. - М., 1980; Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна. Мировоззрение и жизнь. - М., 1981; Павлова П. С. Типология немецкого романа. 1900-1945. - М., 1982; Федоров А А Томас Манн: Время шедевров. -М., 1981.

В начало словаря