Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Литургическая поэзия - поэтические произведения религиозноцерковного характера, исполняющиеся во время храмовых литургий католиков и православных христиан и молитвенных собраний протестантов. Эти произведения предназначены для хорового исполнения. Их главное предназначение в том, чтобы петь хвалу Богу, славить Его. В них слово веры, глас души облачены в поэтическую форму, которая, в зависимости от степени присутствующего в ней эстетического совершенства, служит более или менее удачным средством приближения человека к Богу, Этот жанр священного славословия возник в глубокой древности и связан с существовавшими у многих народов обычаями выражатьсвои религиозные чувства в торжественных песнопениях. Современная христианская литургическая поэзия восходит к ветхозаветным псалмам царя Давида, представляющим собой образец богослужебных поэтических миниатюр, непревзойденных по силе религиозного чувства и красоте слога. Именно Давид в 150 псалме сформулировал то, что условно можно назвать «программой» литургического поэтического творчества: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя» (Пс. 150).

Помимо хвалебных и благодарственных песнопений псалмы включают песнопения-сетования, прошения и упования. Выразительность формы, присущая им, такова, что позволяет образам воздействовать не только на разум, но и на глубинные чувства верующего, его религиозно-художественное воображение. В псалмах представлена вся гамма доступных человеку чувств, которые он испытывает по отношению к Богу-Спасителю. Псалмопевец поет о своей любви к Господу, молит Его о помощи, плачет, кается, скорбит, размышляет, жалуется на судьбу и свою духовную немощь и надеется на милость Творца, на Его заступничество. В обнажении своего «сердца сокрушенного и смиренного» он ощущает особую сладость покаяния и приближающегося утешения, которое должно придти в результате катарсиса-очищения.

Своеобразным развитием традиции псал- мотворчества следует считатьдеятельность тех «отцов» христианской церкви, которые обладали поэтическим даром и сами писали тексты для церковных песнопений. Григорий Богослов, Григорий Назианзин сочиняли гимны, которые представляют собой яркие образцы литургической поэзии.

Лит.: Богословский П. Псалтирь как священно-художественное произведение //Странник, 1904. № 11; Григорьев И. Библейские псалмы и древневавилонские гимны // Православный собеседник. 1911. Ns 3: Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. - СПб., 1908.

В начало словаря