Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Эстетика. Энциклопедический словарь
АДОРНО (ADORNO), ТЕОДОР

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Я

АДОРНО (ADORNO), ТЕОДОР

АДОРНО (Adorno), Теодор (1903-1969)

немецкий мыслитель, философ Франкфуртской школы, социолог, культуролог, музыковед, один из наиболее крупных теоретиков культуры модерна. Окончил университет в Вене. Преподавал во Франкфуртском университете. После прихода Гитлрера к власти эмигрировал в Англию, а затем в США. Совместно с Хоркхаймером выпустил книги «Диалектика просвещения» (1947), «Авторитарная личность» (1950). Автор исследований «Философия новой музыки» (1949), «Опыт о Вагнере» (1952) «К метакритике эпистемологии» (1956), «Диссонансы. Музыка в управляемом мире» (1956), «Введение в социологию музыки» (1962), «Негативная диалектика» (1966), «Эстетическая теория» (1970). Значительную известность Адорно приобрел своей концепцией негативной диалектики как познавательного метода, позволяющего преодолевать ограниченность формально-логических схематизмов и дающего возможность «противоречиво мыслить о противоречиях». Он отверг традиционную, разработанную Гегелем триаду «тезис - антитезис - синтез», сосредоточив вниманйе исключительно на «антитезисе», т. е. на проблеме отрицания. Адорно считал негацию важнейшим фактором творческого развития социокультурной, в том числе художественно-эстетической, реальности, не позволяющим последней остановиться в своем совершенствовании, закоснеть и омертветь. Истинное творчество никогда не останавливается в своем поиске. Если оно доходит до абсолютного ничто или абсурда, то и в этой ситуации для него существует позитивный выход. Он состоит в том, чтобы обнаруживать рациональные зерна в абсурде и добывать смыслы из отсутствия смысла.

Согласно Адорно, произведения искусства становятся таковыми в результате саморазрушения собственной образной системы, что напоминает взрыв. Это характерно в первую очередь для произведений новейшего искусства, ввергающих людей в состояние шока. Катастрофа распада обнажает сущность и позволяет явлению обнаружиться с максимальной полнотой. Даже произведения, кажущиеся уравновешенными, представляют собой потенциальные взрывы, удерживаемые балансами их внутренних сил.

Лит.: Адорно В. Теодор. Эстетичекая теория. - М.: Республика, 2001.

В начало словаря