Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Эстетика: Словарь
НАТУРАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (от лат. natura- природа) - худож. метод, на формирование к-рого решающее влияние оказала философия и эстетика позитивизма. Эстетика Н. разрабатывалась Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкур, Золя и др. авторами, опиравшимися на труды философов и естествоиспытателей - Конта, Спенсера, П. Люка, К. Бернара, Ш. Летурно и др. Наиболее последовательно натуралистический.метод творчества был воплощен во Франции - в произв. братьев Гонкур, раннего Золя и писателей его круга (А. Сеар, П. Алексис, Л. Энник и др.), в Германии - в драматургии А. Хольца, И. Шлафа и др., в России - в прозе П. Д. Боборы-кина и др. В границах Н. в лит-ре XIX в. существовали различные тенденции, объединяемые враждой к идеализирующей эстетике романтизма и классицизма, а также стремлением превзойти достижения классического реализма путем перенесения в иск-во методов и целей эмпирического естествознания. В отличие от «метафизического» и «психологического человека», представленного в реалистическом иск-ве, в Н. предметом наблюдения объявляется «весь человек», о к-ром натуралисты намерены сообщить «всю правду». При этом эстетика Н. внедряла в иск-во позитивистский детерминизм. Причины поведения людей, а также источники их моральных установок усматривались преимущественно в сфере физиологии либо во влиянии внешней среды, к-рое понималось механистически; социальные конфликты объяснялись в духе социал-дарвинизма - борьбой за существование и др. биологическими закономерностями. Между этими «причинами» и судьбой человека устанавливалась фатальная зависимость. Понятый т. обр. человек выступает в произв. приверженцев Н. не как характер, а как темперамент, строго обусловленный врожденными свойствами (расовыми, патологической наследственностью и т. п.). Согласно эстетике Н., факты, события, описываемые в произв., не должны искажаться вмешательством худож. воображения, уводящего за пределы непосредственно данного. Т. обр., Н. стремится преодолеть условность иск-ва, пытаясь превратить худож. произв. в точную копию факта. В духе позитивистского агностицизма Н. изменяет осн. принципам реализма, и прежде всего принципу обобщения, типизации. В угоду максимальной «объективности» художник-натуралист устраняется от эстетической и нравственной оценки героев, превращая произв. иск-ва в фотографию куска жизни, сохраняющую все ее мельчайшие подробности и детали. Бездуховность и объективизм Н. были подвергнуты критике, с одной стороны, буржуазной клерикально-мистической эстетикой (Брюнетьер, Гюисманс, Бурже, Бергсон), а с др.- революционно-демократической и марксистской эстетикой, утверждавшей принципы реализма (Герцен, Салтыков-Щедрин, Лафарг. Мерит, Плеханов, Либкнехт). Энгельс указал на превосходство социального реализма в духе Бальзака перед всеми «Золя прошлого, настоящего и будущего». Тенденции натуралистической эстетики в различных комбинациях усвоены мн. позднейшими буржуазными течениями в иск-ве - вплоть до поп-арта. В сюрреализме, акцентировав внимание на патологических состояниях сознания, особенно на эротических галлюцинациях, Н. объединяется с формализмом. Натуралистические тенденции обнаруживаются и в тех случаях, когда в худож. произв. излишне откровенно изображаются физиологические отправления, сцены насилия и жестокости или когда худож. изображение не сопровождается эстетической оценкой фактов жизни. Н. обычно ведет к гипертрофии объекта, к мно-гословности, фотографичности формы. Однако было бы ошибкой отождествлять с Н. всякую изобразительность в иск-ве, в т. ч. отображение действительности в формах, близких самой жизни, но раскрывающих при этом подлинный ее смысл. Н.- понятие многозначное, характеризующее содержание и форму произв. иск-ва, идейно-творческую установку художника. Марксистско-ленинская эстетика, опирающаяся на ленинскую теорию отражения с ее идеей об активной, деятельной природе субъекта, противостоит пассивно-созерцательным принципам Н., его антиисторическому, биологизирующему пониманию человека.

В начало словаря