Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Эстетика: Словарь
КРИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КРИТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

КРИТИКА художественная (от греч. kritike - искусство разбирать, судить) - вид литературного творчества, состоящий в истолковании и оценке худож. явлений; по образному определению Пушкина, К.- это «наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусств и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений». К. х. может быть литературной, музыкальной, театральной и т. д. или же совмещающей освещение тенденций развития взаимодействующих видов худож. творчества (напр., литературно-театральная К.). К. х. соотносится с научными дисциплинами, изучающими различные виды худож. деятельности, прежде всего с искусствознанием и литературоведением. Однако в толковании характера этой связи мнения существенно расходятся: одни считают, что, напр., литературная К. является частью литературоведения (наряду с историей и теорией лит-ры); др. рассматривают ее как явление, в известном смысле автономное по отношению к науке. Эти разногласия отражают реальную сложность статуса К. х., к-рый исторически менялся и сохраняет высокую подвижность по сей день. К. разнообразна и по своей установке - от нарочитого субъективизма до стремления к максимальной точности осмысления материала, и по форме, стилю - от подчеркнутой эссеистичности до тяготения к логически последовательной, доказательной манере изложения. Совр. К. разнообразна по жанрам - это и рецензия, и библиографическая заметка, и проблемная статья, и обзор, и литературный портрет, и памфлет, и полемическая реплика и т. д. «Двуадресность» К. х., ее обращенность как к автору произв., лит-ре и иск-ву в целом, так и к читателю, зрителю, слушателю, способность быть проводником глубоких и плодотворных идей, в т. ч. социальных и политических, а также отражать личные, человеческие качества пишущего (образ автора) - все это приравнивает К. х. в высших ее проявлениях к лит-ре и иск-ву как таковым. «...Критика, основанная на глубоком вкусе и уме, критика высокого таланта имеет равное достоинство со всяким оригинальным творением; в ней виден разбираемый писатель, в ней виден еще более сам разбирающий» (Гоголь). В России облик совр. литературной К. сложился в первое десятилетие XIX в., когда благодаря усилиям Карамзина, Н. А. Полевого, Н. И. Надеждина и особенно Белинского она стала систематической. Усилились научные тенденции К. В деятельности Белинского требование научности К- х. приобрело философскую окраску, ибо любые литературные суждения и оценки рассматривались им как производные от общей философской концепции мира. «Задача истинной критики,- писал он,- отыскать в созданиях поэта общее, а не частное; человеческое, а не людское; вечное, а не временное; необходимое, а не случайное,- и определить, на основании общего, т. е. идеи, цену, достоинство, место и важность поэта». Философичность К. х„ в свою очередь, вела к тому, что последняя развивалась не только как суждение о лит-ре и иск-ве, но и как суждение о жизни, осознание ее закономерностей и тенденций. На этой почве усиливались публицистические, просветительские и естественнонаучные функции К. х. (Чернышевский, Писарев, критики-народники), а также возникла т. наз. «реальная К.» (Добролюбов). Последняя обращается к худож. типу как свидетельству о реальной жизни - «разбирает, возможно ли и действительно ли такое лицо; на-шедши же, что оно верно действительности, она переходит к своим собственным соображениям о причинах, породивших его, и т. А.» Аналитизм «реальной К.», выполняя революционизирующую роль в об-ве, подчас приводил к упрощению или игнорированию худож. специфики иск-ва. На проблемах художественности и эстетической функции иск-ва, цельности произв. сосредоточивалась эстетическая. К. (А. В. Дружинин и др.) и «органическая критика» (Григорьев). Возникшая на рубеже XIX-XX вв. марксистская К. х. (Плеханов, Луначарский, Воровской и др.) стремилась диалектически объединить разнообразные аспекты критического анализа- социологический, культурно-просветительский и эстетический. Важная роль принадлежит марксистско-ленинской К. х. в развитии совр. советский лит-ры и иск-ва, в осмыслении худож. процессов, происходящих в социалистическом об-ве, в борьбе против проявлений худож.-эстетической серости. Идейно-мировоззренческая определенность, партийность худож. творчества, утверждение гуманизма и народности, сочетание смелого новаторства, поисков соответствующих нашему времени новых худож. решений с освоением и развитием прогрессивных традиций отечественного и мирового иск-ва- вот те критерии, к-рыми призвана руководствоваться-советская К. х. в оценке тех или иных явлений иск-ва.

В начало словаря